На главную

 

Боевые искусства мира

У-ШУ (общий обзор)

Антон Кафтанов
выпускающий редактор OIS

   У-шу. О нем написано немало, у многих это слово ассоциируется с фильмами о монастыре Шао-Линь и гимнастикой тайцзи-цюань, с легендарным Брюсом Ли и Джеки Чаном. Что же это такое?

   Традиционно сложилось, что в отличие карате и тхэгвондо под у-шу понимают не только технику рукопашного боя, но и гимнастику, обшеоздоровительную систему. Ушу в целом - путь самосовершенствования (на Востоке суть любой системы единоборства в том числе есть и самосовершенствование).

   Слово "у-шу" зачастую переводит как "воинское искусство", но это не совсем точно. Иероглиф "У" можно перевести как "остановить оружие" или "воспрепятствовать его применению", т.е. в слове "у-шу" преобладает неагрессивная сущность.

   О том, когда и как возникло у-шу, существует множество легенд. По одной из них тайное учение воинского и философского искусства появилось в Китае благодаря Бодхидхарме (или Ламо), первому патриарху чань-буддизма. В 520 году н.э. Бодхидхарма прибыл в Китай из Индии и поселился в монастыре Шаолинь, основанном в 495 г. Именно индийский миссионер принес принцип базовых движении, основу физического раздела тайного учения. Он показал монахам Шаолиня "Восемнадцать движений рук архатов" (архаты -святые буддийского пантеона). В монастыре он делал yпор на оздоровительную гимнастику, но...

   Вспомним. Бодхидхарма пришел в Китай из Индии через джунгли и тяжелые горные перевалы, кишевшие хищниками и разбойниками. Жизнь человеческая значила в то время меньше, чем сейчас, на чью-либо святость на глухих дорогах не обращали внимания. Проделать такой путь мог человек не только смелый и самоотверженный, но и достаточно подготовленный физически. Бодхидхарма был сыном южноиндийского князя Суганджи и по канонам того времени получил хорошую военную подготовку. Поэтому система, с которой он знакомил монахов Шаолиня, была, вероятно, синтезом боевого искусства кшатриев и мощной психофизической полготовки буддийских монахов. По пути у Бодхидхармы была отличная возможность проверить эффективность системы и усовершенствовать ее. Был ли Бодхидхарма первым "ушуистом"?

   Гимнастика цигун ("работа дыхания"), основу которой составляют приемы расслабления и концентрации в сочетании с военными приемами, положила начало воинским искусствам несколько тысяч лет назад. Известны древние формы борьбы - чиао-ти и танец со щитом и топором кэичи-ву. Около 250 лет до н.э. был популярен воинский спорт джио-ли - состязания в стрельбе из лука и скачки на колесницах. Еще один источник возникновения у-шу системы профилактической и лечебной гимнастики. Древнейшая из них известна как 12 упражнений ткачей шелка. Вместе с секретами профессионального мастерства она передавалась в семье от отца к сыну. Эти упражнения оказались пригодными для развития навыков владения оружием и впоследствии трансформировались в школу "8 кусков парчи".

   Одна из наиболее древних систем физических упражнении создана величайшим врачом древности Хуа То (141 - 203 гг. н.э.) и называлась "метод движения пяти зверей" ("у-чин-ши"): аиста, оленя, обезьяны, медведя и тигра. Позже она нашла отражение в одном из базовых стилей Шаолиня - "хун-гар" ("школа пяти зверей"), хотя там фигурируют другие звери: тигр, леопард, журавль, змея и дракон. Вскоре после Хуа Тo, во II веке н.э., ученый-даос Лю Ань разработал игры шести зверей. Даосские отшельники создали движения восьми зверей, используемые в стиле багуа.

   Мы видим, что к приходу Бдхидхармы в Китае уже существовали различные системы гимнастики и техники рукопашного боя, его учение встретило подготовленную почву. Приход Бодхидхармы послужил во многом систематизации у-шу и выделил несколько направлений, которые существуют по сей день.

   Первая группа стилей называется Шаолинь-пай (Шаолинь-цзя) и берет начало в Шаолине. Этой группе свойственно атакующее, силовое воздействие на противника, большое внимание уделяется развитию физической силы, ловкости, гибкости. К этим стилям можно отнести и нешаолиньские школы, работающие в схожем ключе. Часто они были созданы людьми, прошедшими подготовку в монастыре.

   Другая группа стилей базируется на даосской практике и носит название Удан-пай. Она происходит от имени гор Улан, куда удалялись отшельники-даосы для медитации, физического и духовного совершенствования вдали от людей и суеты. К этой группе относится небольшое количество "внутренних" школ - тайцзи-пюань, багуа-чжан, син и т.д. В этих школах первостепенное внимание уделяется работе с "ци" ("ки") - жизненной энергией. Они характеризуются плавными, медленными на первый взгляд движениями, при которых эффект достигается за счет искусства расслабления и концентрации, хотя скорость и мощь движений могут быть очень велики.

   Третье направление, Эмэй-пай (Эмэй-цзя), названо в честь гор Эмэйшань в провинции Сычуань. Оно объединяет большое количество стилей и школ преимущественно кланового, семейного характера, о которых мало что известно конкретно вследствие их закрытости, их нельзя причислить к первым двум направлениям. Как правило, кроме свойств, присущих Шаолинь-пай и Удан-пай, семейные школы имеют специфические особенности. Далеко не все семейные школы относятся к этой группе. Например, Ли Гар - школа тигра - относится к классическим шаолиньским стилям, хотя какое-то время она была семейной. Долгое время основные даосские школы были семейными - багуа-чжан и тайцзи-цюань.

Спецвыпуск журнала "OIS", 1996 год

 



 

 

На главную | Изделия из камней - бусы, четки, подвески, минералогические образцы
Искусство выживания | Безопасность, оснащение | Боевые искусства мира | Об огнестрельном оружии
Ролевые игры, фестивали | История костюма, доспеха | Мастерская, технологии | Стихи Антона Кафтанова