Ролевые игры, фестивали Трубы Барад-Дура, наша непериодическая газета, N 2'2005 Научно-историческое исследование происхождения слова "Чугункон"
Считается, что слово "Чугункон" происходит от названия славного города Чугуев в сочетании со сленговым понятием "кон" - место, мероприятие и пр. Однако знающие люди утверждают, что на самом деле название "Чугункон" значительно старше и восходит к временам существования Чумацкого Шляха. Остановившись на ночь, чумаки варили кашу, отдыхали и, за неимением других развлечений, играли в карты, кости и другие не менее интеллектуальные игры. Иногда кому-то из игроков так фатально не везло, что кроме последних штанов, на кон ставился котел из-под каши (попросту говоря, чугун или чугунок). Как правило, пользование чугуном (котлом) после этого осуществлялось "за шо-нибудь" ("потягнути люльку", "ковток горилки", "подивитись на сало") или после умеренного мордобоя. С тех пор подобные и похожие на них мероприятия стали называться "Чугункон", и не зря фестиваль иногда так ласково и называют - "Чугунок". Исследование подготовлено
НАЗГУЛ В ТРЕТЬЕМ ПОКОЛЕНЬИ Мы орки в первом поколеньи,
Я назгул в третьем поколеньи,
Коль был когда-то Черный Гений,
Низложен был создатель черный
Они звучали точно горны,
Война пылала и кипела -
Победа все ж досталась белым,
Весна 1992 года ЧЕРНЫЙ АРБАЛЕТЧИК Послушай, Джон, ты арбалетчик Тьмы,
Стальной шлем, черна перчатка,
Тяжел и тих твоей стрелы удар.
Нет ни брата и ни друга,
Тебя прикроют лес, трава и холм,
Вороненая кираса -
Твой командир, как ты - ночной кошмар.
Страх забудет и отвагу
И пусть считает кто-то тебя злом,
Для всех бойцов приходит смертный час.
Начало 2002 года ОБЪЯВЛЕНИЯ 1. Специальное предложение для игровой и ролевой тусовки. Всем, у кого есть личные, личностные и межличностные проблемы. Прием у опытного психа-аналитика. Психую и анализирую. Гарантирую результат. Только не знаю, какой. Спросить в психиатрической больнице. 2. Снимаю сглаз, в глаз и в ухо.
3. Снимаю с глаз (пелену и очки). с ушей (лапшу и серьги), с плечей (ношу и шубу), с рук - долой, из рук в руки (часы, кольца, деньги). Жду вас одних в темных подворотнях.
4. Предлагает свои услуги потомственный маг-ВЕДУН - ЗАВЕДУ туда, где даже Макар телят не гонял. 5. Пожилой антиквар-благодетель с удовольствием избавит Вас от старых и ненужных Вам вещей, доставшихся от каких-нибудь усопших родственников или найденных черт знает где, как-то: чаша Грааля, кольцо Аль-Мансура, перстень Сулеймана-ибн-Дауда (Соломона Давидовича), лампа Алладдина, плащ Гарри Поттера, корона Моргота, меч Артура и т.д.
6. Примем в утиль не дороже двух медных грошей за фунт палантиры и магические шары для последующего изготовления линз и очков.
7. Салон "Магия зрения" предлагает суперэлитные контактные линзы и очки в эксклюзивном исполнении с использованием старинных магических материалов и паранормальной оптики.
Почему "черный?" Идея этой статьи родилась во время разговора с Андреем Дементьевым, одним из редакторов "Палантира", когда последний спросил меня, почему в Харькове значительная часть играющих -"черные"? То есть понятно, что в конкретных играх роли могут быть другие и разные, однако ВНЕ конкретной игры, НО в игровом мире - на "тусовке", на фестивале, сейшене, просто "по жизни" в игровой среде,- многие видят себя орками, урукхаями, а то и назгулами или даже троллями. Короче - "черными". Отвечая, я подумал, что уже много лет, так или иначе, задаю себе этот вопрос. Ведь в прошлом, 13-14 лет назад, я был первым или, по крайней мере, одним из первых "черных" Украины. И хотя много лет я не принимаю участия в играх, турнирах (по крайней мере, непосредственного), происходящие в этой сфере события и процессы не были мне совсем чужды. Вероятно, поэтому мы с женой (бывший Главный маг Лихолесья, Великий Дух мастеров и т.д.), став владельцами информационного сервера ois.org.ua" ,открыли на нем сайт, посвященный игровой, боевой, турнирной и фэнтэзийной тематике. А осенью 2001 года выпустили 1-й номер "Труб Барад-Дура". Впрочем, забыл представиться: Антон Кафтанов, он же Корум, он же Готмул. В прошлом - рыцарь Мальтийского ордена на игре "Лангедок" (Харьков, весна 1991 г.); 2-й назгул, князь Готмул Барад-Дурский на ХИ (Харьков, весна 1992); мастер на "мокрой осени" 1992 г. - "Древняя Британия"; шейх бедуинов на "Пуннических войнах" (Харьков, весна 1993 г.). Со школьных времен, приблизительно с 1976 г., интересуюсь военной (и не только) историей, занимался соответствующими видами спорта (если это можно назвать спортом), много лет интересуюсь Востоком (и теорией, и практикой). По образованию - экономист и социолог, закончил экономический факультет университета. В силу всего вышесказанного думаю, что могу и имею право и основания хотя бы попытаться ответить на вопрос: почему "черный?". А "черный" ли, "белый", "малиновый в крапинку" и т.п. Кроме того, за много лет неучастия остыли лишние эмоции, было время подумать, посмотреть на происшедшее и происходящее со стороны, насколько это вообще возможно. До и кроме Толкиена На самом деле вопрос "черно-белых" отношений гораздо шире, глубже и старше движения толкиенизма, Хоббитанских и других ролевых игр. Еще с раннего детства мы сталкиваемся с жестким делением: "хорошо-плохо". Взрослому трудно объяснить ребенку всю сложность и многоплановость окружающего мира. Но в детской литературе, в огромном количестве сказок, мир представляется черно-белым в прямом и переносном смысле: в культуре и эпосе Европы, Средиземноморья, Америки, Средней Азии черный - цвет зла, горя, беды, ужаса, белый же символизирует добро, благородство, а иногда это цвет королей или служителей бога. Заметим, что на Дальнем Востоке цветовые гаммы и виденье проблемы могут быть другими, но это тема отдельного разговора. В древнем Китае белый считался цветом скорби и смерти, красный - цветом радости. А вот у захвативших Китай монголов цветом радости был белый. Можно представить отношение китайцев к захватчикам, которые в дни торжеств не только сами одевали белые одежды, но и заставляли китайцев носить белое... Итак, в сказке, как правило, Иван-Царевич добрый, "белый", а Кащей, Змей-Горыныч (или просто Змей) злые, "черные". Мы росли, начинали читать другие книги, герои становились более многоплановыми, объемными, как и окружающий нас мир. Но вспомните - мы, дети, охотно играли, например, в пиратов. Почему? Причин здесь несколько. Во-первых, хотя это может показаться странным, в положительных героев не всегда интересно играть: они лубочно-примерны, одноплановы, предсказуемы. Положительный герой жестко зажат в рамки образа, и можно заранее предсказать, что он будет говорить, делать и даже думать. К тому же он часто оказывается никудышним стратегом и тактиком, не умеет хитрить и попадается в простые ловушки врага. Или же его военные хитрости настолько прямолинейны, что отрицательный герой должен быть совсем уж туповат, дубинноголов и примитивен... Соответственно, даже для ребенка все это малоправдоподобно, а значит, неинтересно. Другое дело, герой отрицательный. Во-первых, играя в него, можно побезобразничать, "оттянуться", а будут претензии - такой образ... Да и образ этот интересный: либо описано много о коварстве, злобности и других свойствах героя - но не жестко-конкретно, т.е., остаётся свобода конкретных действий, поступков и своего воплощения образа; либо подробно расписано, какой же он изощренно-хитрый, утонченно-коварный, страшно свирепый, очень сильный... Просто любо-дорого смотреть - какая многоплановая натура, какой многогранный образ (иногда и многоголовый), экий "матерый человечище"!.. Хотя такое встречается все-таки реже. Кроме того, ребенок (да и взрослый, в основном) в глубине души считает себя хорошим или хочет, чтобы его таковым считали. А роль "черного" - это побыть на время страшным, чтобы боялись и уважали. Поэтому такой злодей может быть не окончательным. Кроме того, вчитаемся в ряд сказок, пьес и т.п. Или, чтобы одолеть одного отрицательного героя, нужно целую кучу положительных: это и братья - от трех и больше, и приглашенные богатыри - много (всех положил супостат), или, если герой один - куча помощников... Или же победа положительных героев просто относится к разряду чудес или необычайного везения. Разумеется, не все сказки таковы. Во многих положительный герой и силен, и смекалист, и трудности преодолевает по необходимости, а не по дурости, и с врагом бьется отважно и т.д. Но описываемое выше явление достаточно широко. Часто основной герой настолько беспомощен (хотя представляется сугубо положительным), что в действие вводится помощник, который либо хитер, либо мудр, либо опытен и силен. Например, Серый Волк, освобожденный Иваном-Царевичем отнюдь не бескорыстно (по большинству версий), а за обещание помощи. Сколько раз он выручает Ивана из неприятностей, в которые тот попал то ли из-за глупости, то ли из-за жадности (золотые уздечки утащить хотел!), то ли из-за забывчивости. И то, что Иван получает жену, еще и выполнив свою первоначальную задачу, на 99% заслуга не его, а усталого волка. А 1% - везения. При желании список можно продолжить (в молдавских сказках вместо волка - старый богатырь и ведун-"ворожбит" Сугур-Мугур). Так какой герой привлекательней? Пираты и Робин Гуд Мы росли, начинали читать другие книги. Играли и в рыцарей. Далеко не всегда - в "хороших". Рыцари, они разные... Но интересный феномен присутствует и в литературе, и в сознании подростков. Разбойники, как правило, отрицательные персонажи, но как часто привлекательно описываются многие из них, особенно - пираты. Не говоря уже о вольном стрелке Робин Гуде, Роберте Локсли. Он, конечно, разбойник, но: Голодным Робин помогал
И он лучший стрелок и отважный боец на палках и мечах. Конечно, в "робингудов" играть интересно. А пираты, воспетые многими писателями и создателями эпосов?.. Это кровожадные бандиты - но это и первопроходцы, отчаянные смельчаки. Это свободные люди, бросающие вызов и стихии, и власти людской. Пьем за яростных,
Так писал о них лейтенант Павел Коган, погибший в войну. Пираты-викинги освоили северные моря Европы и Атлантику, речные системы Европы и Руси, Средиземное море, открыли Америку. Пират Френсис Дрейк обогнул земной шар. Именно пираты бросали вызов жестокой системе колониального владычества, сокрушили морское господство Испании в Карибском бассейне/ И черный цвет пиратского флага приобретает в литературе другой смысл (на практике его цвет весьма прагматичен и даже утилитарен, - принадлежность к пиратскому сословию, - сдавайтесь, апелляция к флагам и законам государств бесполезна). Вспомним Саббатини и его капитана Блада, Сальгари и его Черного Корсара. Это люди, ставшие пиратами из-за несправедливого обвинения, преследований, предательства, потери близких. И это не только их судьба. И черный цвет - уже не цвет злобы, жестокости и смерти как таковых. Он становится цветом скорби и мести, цветом яростного отчаяния, цветом боли невосполнимых утрат, цветом мрачной но непоколебимой решимости. Эти чувства можно не разделять, но их можно понять и уважать. И такое значение черного цвета в литературе нередко. А вспомним Черного Рыцаря в "Айвенго" - короля Ричарда Львиное сердце! Черный цвет здесь - цвет тайны, цвет силы, мрачной уверенности в своей правоте и неотвратимости возмездия вероломному брату, принцу Джону, и его приспешникам. А как силен Черный Рыцарь! На турнире в групповом бою в два удара валит Фрон де Бефа и Аттельстана, лучших бойцов Англии, один выходит против семи рыцарей - привлекательный "черный" персонаж. Такие "черные" герои, вызывающие симпатию и восхищение (также пираты, корары, Робин Гуды и т.п.) в определенном возрасте могут вызвать ломку или смещение устоявшегося биполярного стереотипа "черный-белый". Кроме того, вследствие описанных выше некоторых социальных стереотипов, касающихся поведения "черных" и "белых" героев, черный цвет, как ни странно, может служить защитой: не нападай - дам сдачи, причиненное мне зло не забуду, не прощу, и рано или поздно отомщу, на удар отвечу ударом (а то и не одним...). То есть, черный цвет по многим параметрам оказывается достаточно привлекательным. Черный цвет у Толкиена. Насколько черный и "судьи кто?» Отметим сразу - во "Властелине Колец" мир хоть и достаточно многогранен, но все же черно-бел, т.е. так или иначе "черный" - плохой, а "белый" - хороший. Но действие "Властелина" происходит в достаточно позднюю для Средиземья эпоху, когда все выборы народами этого мира уже сделаны. То есть, конечно, есть место предательству Сарумана, Войску Мертвых, сдержавших слово и искупивших давнее предательство. Есть место колебаниям и выбору Боромира а Фарамира, неоднозначности Дэнетора, и даже у Горлума бывают положительные проблески, но в целом мир биполярен, черно-бел, в силу, в том числе, застарелости вражды и противостояния, а также давности и однозначности сделанных выборов. Второй аспект. Профессор Толкиен по своим убеждениям "белый", с этим, думаю, никто спорить не будет. Хотя о себе он говорил, что он по наклонностям хоббит (см. статью о Толкиене на ois.org.ua/club), но Лучиэнь писал, в том числе, со своей жены, стало быть, ассоциировал себя и с Береном. Это не есть плохо, но надо принимать как факт и учитывать в дальнейшем рассмотрении. Третий аспект. В самом начале "Сильмариллиона", на первых страницах, сказано, что о прадавних временах, о создании мира Эру-Илюватаром, валарах, Мелькоре-Морготе, Древах света, Сильмариллах, появлении народов и древних войнах известно из преданий и источников эльфов, т.е. белых. Это сказано вскользь, но сказано! Это значит, что все изложение событий старины (и не только) сделано с одной стороны, с позиции "белых", субъективно! То есть, что мы получаем из второго и третьего аспекта? Все события описываются "белым" писателем (по жизни) по "белым" источникам (по сюжету произведения). Мне даже иногда кажется, что эта оговорка была сделана Толкиеном не случайно, а как бы в оправдание перед самим собой тенденциозности изложения, ведь Толкиен-ученый, занимаясь научными исследованиями, соблюдал объективность. Обратимся теперь к "Сильмариллиону", но учитывая вышесказанное. Итак, Эру создал мир в очень первичном варианте и дал валарам (стихиям, по сути дела) мелодии (тенденции и направления развития). И тут Мелькор (с шилом в ... что ли?!) выдумывает, создает свои мелодии, отличные от заданных Эру (вот паразит!), к тому же бурные, неспокойные. Дестабилизирующие, разрушающие или же... динамичные, полные жизненной силы? Нестабильность и хаос или динамичность и свобода инакомыслия? В любом случае Мелькор предложил альтернативные пути развития, выбор! И что после этого? Вначале ему сказали "ай-я-яй!", осудили, а затем Эру дает еще одну порцию мелодий, включающих и мотивы Мелькора, при этом утверждая, что все это он то ли предвидел, то ли планировал. Так что же это - мудрое предвидение и планирование или плагиат, присвоение себе результатов чужого умственного труда? Кроме того, что получается: сам додумался и изобрел - плохо, надо было дождаться, пока зададут мелодию, распишут. То есть, по меркам Верховного белого божества любое инакомыслие и самостоятельность - по сути дела, плохо? К тому же если Эру такой мудрый, предвидящий и планирующий, то что же - дальнейшие войны, боль, кровь и вселенские катаклизмы и кровавые противостояния - это все тоже "по плану"? Воистину "добрый и мудрый"! Или все-таки не предвидел, не увидел иных путей, не смог придавить, подчинить Мелькора и ситуация вышла из-под контроля? Так или иначе Мелькор-Моргот - единственный из Валар, кто посягнул на уровень Создателя, попробовавший предложить что-то концептуально новое, альтернативное, другое. И сразу же, заметим, подвергшийся нападкам и осуждению. Далее неоднократно говорится, какой Мелькор "плохой", злопамятный и злокозненный, Хотя, кстати, именно он научил эльфов (быть может, и не полностью) кузнечному и ювелирному искусству. Но даже тому придали харатер коварных козней. Получается, с самого начала Мелькор, а потом Моргот - "дежурный штрафник"? Конечно, если с самого начала и по концептуальным своим позициям он подвергался гонениям, осуждению и т.п., тут есть с чего озлобиться. И создания Моргота получались, в том числе в результате мучений и чародейства, (орки из эльфов), потому что его характер (если это слово употребимо здесь) формировался похожим путем. И создавались творения Моргота с когтями, с клыками, страшные, быть может, чтобы защититься, отпугнуть? В учебниках по психологии это,кстати, описано. А от защиты недалеко до нападения... Хотя о мучениях драконов, троллей и барлогов не говорится. Но драконы и тролли суть самостоятельные (!) изыскания Моргота, а барлоги (или балроги) - Майяр и сами выбирают за кем идти (если и они - создания Моргота, то как же, черт возьми, он крут!..). Напомню, что это все базируется на авторском тексте и носит характер скорее не утверждений, а размышлений, попытку рассмотреть ситуацию с другой стороны и под другим углом, предложить подумать, наконец... Если же принять во внимание еще и 2-й и 3-й аспекты, о которых говорилось ранее (тенденциозность и предвзятость источников), то согласитесь, тут есть о чем задуматься! Я далек от того, чтобы писать альтернативную историю Средиземья, но кто-то дошел и до этого (или пришел к этому), и думается, не на пустом месте. Итак, это об изначальной позиции Моргота, не оправдывая, впрочем, многих его действий. А когда уже началась война, разобрать, кто был прав, а кто виноват в начале, стало просто невозможно. Хотя обвиняют однозначно Моргота. Впрочем, черные действительно много наделали жестокости и ужасов. По эльфийским источникам. Но почему-то о пленных орках и гоблинах ничего не написано. Или их вообще в плен не брали? Дорезали на месте или загоняли в дикие места? Я не утверждаю, я пытаюсь понять. Но вернемся к эльфам - добрым и прекрасным - и другим околобелым народам. Думаю, нет нужды описывать бойню в Альквалонде, дрязги, ссоры и раздоры эльфов между собой, их гордыню (не гордость), пренебрежение к другим племенам, особенно к людям. Читайте "Сильмариллион". Хотя в то древнее время люди, так мало умеющие, так мало знающие, так мало живущие, делали свой выбор. Бывало, и в пользу черных, И так на протяжение веков, и во время "Властелина колец" едва ли не чаще был этот выбор (Харад, Умбар, вастаки, банды у Сарумана)? Но вместе с тем, именно человек Берен пошел за Сильмариллом и принес его, потеряв руку. Люди из Нуменора, а не эльфы, сокрушили Саурона (хотя потом и поддались его чарам). Люди несли на себе основную часть борьбы с Сауроном во времена "Властелина". Безусловно, нельзя отрицать мужество, стойкость, воинскую доблесть эльфов, их знания и искусность - и то, что в древности эльфы (но во многом и гномы) несли большей частью тяжесть борьбы с Морготом. Но говорить об их доброте, мудрости, терпении, доброжелательности на протяжении длительного периода их истории тяжело. Как говорится, "а судьи кто"? Кроме того, Эру и валары всей компанией создавали живой мир, в том числе эльфов, гномов (и то полуслучайно, их чуть не прибили всех вначале) и людей. Труд, безусловно, титанический. Но ведь Моргот один создал орков из эльфов, троллей, драконов (последние две ветви не имеют аналогов у "белых"), волколаков... Наконец, Унголианта (сам чуть не пострадал - неудачный, наверное, эксперимент), барлоги, которых он то ли создал, то ли за собой повел (не совсем ясно). То есть его мощь, знания и могущество даже с этой стороны отрицать тяжело, а объяснить затаенной обидой и злобой и т.п. и просто невозможно. Деяния черных, жестокие и кровавые, их злоба и свирепость, описаны достаточно обширно. Хотя напомним - "белым" писателем и "белыми" источниками. Но опять-таки возникает вопрос - про захваты и разгромы белых твердынь и поселений написано много, а наоборот? Что происходило при захвате оркских селений? Кстати, нюанс: первые орки получались из эльфов с муками, с помощью пыток и чародейства, а дальше? Тысячи и десятки тысяч? Наверное, все же естественным путем, иначе Моргот помер бы от переутомления (я имею в виду работу в лабораториях, а не на ниве естественного воспроизводства). Да и свежих эльфов постоянно живьем отлавливать - хлопотно, нереально по трудозатратам. Кроме того, описывается большой численный перевес черных - столько в лабораториях и не создашь (трудно!), и не дали бы белые себя отлавливать в количествах, превышающих численность белого населения (если верить белым источникам, описывающим количество черных). Но, во первых, об оркинях и гоблинках, кажется, нигде не пишется, а во-вторых, взаимоотношения орков, гоблинов, урукташей между собой обычно описываются так (в основном, во "Властелнне"), что удивительно, как они друг друга еще не перерезали... не говоря уж о размножении. Все это ставит под вопрос корректность белоэльфийских источников. И опять-таки вопрос - так что белые делали с оркскими селениями, с их женщинами и детьми? Куда они девались? И сразу вспоминается, как после победы белых во главе с валарами Моргота - Черного Создателя, - "милосердно" наказали: отрубили ноги и приковали на краю обитаемого мира (или Вселенной). Воистину добрые, гуманные и милосердные! Так что, черные, может, и сволочи, но и белые не лучше. Вот вам и два вопроса: "а судьи кто?" и настолько ли плохи черные, как об этом говорят белые? С Сауроном тоже не все так просто. Во времена великих битв древности он - один из ближайших соратников Моргота, он же Гортхаур Жестокий. Жестокий, коварный, злой и черный. Допустим. Но дальше-то: уцелел непонятно как, чудом, после тотального разгрома, всемирного катаклизма и полного Армагеддона. Постепенно начал завоевывать позиции на Юге. Кстати, по описанию судя, при численном, позиционном и моральном перевесе белых (по крайней мере, изначально). Но тут Нуменор высаживает на побережье десант. Братская помощь или вторжение? Борьба со злом или территориальная экспансия? Справедливости ради отметим, что, наведя порядок, большая часть нуменорцев вернулась назад. Но как расценивать поведение Саурона? Вопрос, конечно, необычный, кто-то сказал бы, что и не самый важный, но человека (и персонаж) определяют его поступки, а в жизни Саурона, да и в жизни Средиземья, нуменорский период - важная веха истории. Просто у Толкиена он описан сравнительно сжато, это своего рода сюжетный переход от "Сильмариллиона" к "Властелину". Итак, Саурон сдается без боя, как такового (может быть, и даже наверняка, какие-то стычки и были, но до масштабной войны с Нуменором дело не дошло) и едет с победителями на Нуменор. Как это расценивать? Трактовка белых однозначна - трусость, страх перед Нуменором и коварство, хитрость. Почему "белых" - см. выше аспекты о "белом" писателе и эльфийских источниках. Но та кли это? А может быть, он на ТОТ в момент к войне и не стремился? Используя знания, опыт и личностную силу, привлек Нуменор на свою сторону. Но организованный валарами катаклизм уничтожает Нуменор. Что это - заслуженная кара за грехи или карательная санкция за отказ от белых позиций? Наконец, история с Кольцами Власти. Переводы несколько отличаются: по одним, эльфы получили их от Саурона, по другим - "рука Врага их не касалась", но Саурон помогал их создавать. В любом случае, в значительной степени на них основано могущество Элронда и Галадриэли, Раздола и Лориэна. Частично и Гэндальфа, но он и сам Майяр, повелитель солнечного пламени. А ведь сила и искусность Саурона в создании Колец - не только его как Майяр, но и как местодержателя Моргота. А это очень много, он такой в Средиземьи один. Не очень понятно также, кто все-таки начал войны Кольца - Саурон или белые. Даже если по Толкиену Саурон, то источники-то "белые"! И, кстати, не Саурон привел войска к Раздолу, а Гил-Гэллад, Элронд, Элендил, Исилдур, Анарион привели союзные войска эльфов и людей к Мордору. Разбили черных, отрубили палец с Кольцом Саурону, осадили и взяли приступом Барад-Дур, потом сровняли его с землей. Нормальная такая феодальная разборка с примесью магии. И при чем тут высокие идеалы?.. Да, еще одно. До этого, после и в процессе перманентно воюют гномы с гоблинами и орками в Мглистых горах, Северных и Железных, а также под всеми ними. И белые в это особо не вмешиваются - это, дескать, гномье дело. Значит, возле Мордора армия оказалась собственно из-за Кольца?! А кроме того, чтобы подавить и уничтожить "черного" лидера, способного объединить черные силы. Ведь у черных реально один вождь, идеолог - и как сам по себе и как местодержатель Моргота. Такие вот меркантильно-политические силы. Так что с черными и белыми все весьма неоднозначно и непонятно. Подчеркну еще раз: анализируя "Сильмариллион" и "Властелин Колец" я, в основном, не даю ответов, а задаю вопросы. Задаю много лет (кто-то, может, скажет "коварно" и "по-черному"), и не я один. И вряд ли кто-либо сможет дать на них однозначный ответ.
Адрес редакции и издателя OIS: Украина, 61003, Харьков-3, а/я 10911
Тел. +38 050 13579-29, 063 487-78-33 (Антон Кафтанов, г. Харьков, Украина)
1999-2019 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г.
1999-2019 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г.
На главную |
Изделия из камней - бусы, четки, подвески, минералогические образцы
|