Ролевые игры, фестивали Влияние технологий интернет на менталитет почитателей жанра фэнтези Высокотехнологичная среда интернет, на сегодня вобравшая в себя передовые разработки в сфере высоких компьютерных информационных и телекоммуникационных технологий, бурно развивается и оказывает все большее влияние не только на нашу жизнь, но и на почитателей жанров фэнтези и научной фантастики. С середины-конца 90-х годов XX столетия интернет позволил резко ускорить информационный обмен, в частности, между участниками различных мероприятий. То, что раньше можно было назвать "слухами земля полнится", "засылка ходоков" и "приложи ухо к земле" (устное общение, оглашение информации на сборах, телефонные переговоры) при организации ролевых игр, турниров, фестивалей и конференций - стало дополнять и заменять быстрое и менее дорогое общение по электронной почте. На этом первоначальном этапе технологии сети интернет сыграли роль качественного и заметного ускорителя информационного обмена между участниками тематических мероприятий. По сути дела, речь идет о новом коммуникационном аспекте, об ускорении и удешевлении телекоммуникации и интернета, об их первичном проникновении в ролевое движение и в среду поклонников жанра фэнтези, о больших позитивных сдвигах в общении между людьми. Уже с конца 90-х годов XX и в начале нашего века, помимо роли коммуникации, в интернете начинают активно (буквально взрывообразно) развиваться информационные веб-сайты, интернет приобретает дополнительное весомое значение мирового общеинформационного банка. Практически каждый клуб и каждая команда старается сделать свой сайт и свои информационные странички в сети. Динозаврами и зачинателями этого движения выступили старейшие порталы: "Арда на Куличках" в России и "Город Крым" в Украине. В Харькове таковыми являются веб-сайт старейшего в Украине клуба исторической реконструкции "Варяг" и календарь ролевых игр Украины, который ведет Андрей Вараксин. В этот же момент распространились программные продукты для автоматизированного создания сайтов. Без глубокого знания языка разработки HTML стало возможным создание страниц и выкладывание их в интернете. Но профессиональные разработчики сайтов тем и отличаются от дилетантов, что вынуждены знать и изучать всё. Среди разработчиков появилась тенденция создавать веб-сайты по типу журнальных страниц или книг, где все четко закреплено, расставлено на свои места, а визуальное оформление сайта очень жестко подчинено его содержанию и наполнению - ограниченное творчество в весьма строгих и оговоренных рамках. Тогда же интернет стали сравнивать с большой публичной библиотекой. Практически каждый, кто хоть какое-то время уже работал за компьютером, мог считать себя веб-дизайнером и создателем сайтов, каждый старался внести свою лепту в развитие мировой сети и выставить свое творение на всеобщее обозрение. Несколько любительских фотографий, пару картинок для общего оформления, немного текста и гордая подпись внизу - вот типичный шаблон сайтов того времени. Конечно, многие использовали бесплатные и условно-бесплатные площадки. Сайты быстро появлялись, но исчезали еще быстрее. Можно сказать, что это было время продвинутых дилетантов-разработчиков, однако свою весомую роль в развитии интернета они сыграли и еще долго будут играть её в обозримом будущем. Практически каждая ролевая игра, турнир и фестиваль стали освещаться через сеть интернет: появляется информация о времени и месте проведения мероприятий, начальные вводные, информация организаторов, указываются контактные координаты. Стало возможно избежать личного общения и получить всю информацию исключительно поиском через сеть интернет (если, кончено, организаторы ее туда заблаговременно выложили). Можно подать заявку через сайт, не зная ни организаторов, ни других участников, а затем приехать на мероприятие и со всеми лично познакомиться. В этот момент к движению примкнуло очень много новых участников (фактически, пришла новая волна). Люди познакомились с жанром фэнтези и заинтересовались им во многом благодаря интернету. Они стали читать книги жанра фэнтези, потому что увидели в сети необычные фотографии, познакомились с новыми людьми, вошли в новую среду. Чтобы понимать, о чем там говорят, нужно прочитать книги фэнтези. Одним из удачных примеров профессиональных разработок, демонстрирующих тенденции того времени, является сайт Русской фантастики, где у большинства печатающихся писателей-фантастов есть персональные страницы. Это мощный сайт-библиотека. В свое время ресурс выступил реальной альтернативой дилетантским потугам делать большие сайты путем запутанных перекрестных ссылок и тематически несвязанных и разнородных страниц, собранных воедино и сделанных по шаблону. Интересным является следующий факт. Легальные сайты, разработанные профессионалами или с участием профессиональных разработчиков (даже скромного оформления), выжили и работают сегодня. А многие "подававшие большие надежды" амбициозные любительские сайты, как говорится, "почили в Бозе" или просто висят без обновлений, с последней информацией за 2001-2003 год. Сайты-библиотеки, содержавшие отрывки и даже целые авторские произведения, в начале первого десятилетия XXI века возникали, как грибы после дождя, в огромном количестве. Авторы и писатели даже не знали, где и в каком объеме опубликованы в интернете их произведения. Многие стали читать произведения в сети, что ударило по издательствам и по самим писателям. Если вначале на это смотрели сквозь пальцы как на дармовую рекламу, то потом и авторы, и издатели стали задавать резонный вопрос: на каких основаниях и как произведения оказались в сети, если разрешения на их публикацию никто даже не спрашивал. Ряд читателей перестали покупать книги, здраво рассуждая, что произведения можно бесплатно скачать через интернет. При этом интернет зачастую тоже был ворованным - у работодателей, у знакомых, у родителей. И задумались не только издатели и писатели, теряющие прибыли и заработок, но и те, у кого интернетом уже попользовались, увидев за него астрономические счета. У тех же, кто разместил у себя сайты, стали возникать закономерные вопросы, где обещанная прибыль или хотя-бы оплата за хостинг. Часть сайтов с произведениями фэнтези люди ухитрялись размещать на ресурсах банков, финансовых холдингов, крупных торговых фирм, руководство которых потом с искренним удивлением обнаруживало, что они занимаются малопонятной "благотоворительностью" в интернете. Их создатели быстро потеряли работу. Поэтому многие сайты, пиратски опубликовавшие произведения фэнтези, закрылись так-же быстро, как и открылись, и к началу 2004 года в сети остались в основном легальные ресурсы. Превращение интернета во всемирную библиотеку и новую среду общения не только привлекло волну новых почитателей фэнтези, но и имело негативные последствия. Ряд поклонников популярного жанра перестали покупать книги с произведениями фэнтези и фантастики. А отдельные "любители фантастики" и "ярые поклонники фэнтези" знают всё о Толкиене, "Ведьмаке" Сапковского, эльфах и орках исключительно из рассказов своих знакомых, реально увлеченных фэнтези, из фильмов, а также благодаря посещению порталов, чатов и форумов фанатов жанра. Некоторые начинают "зависать" в сети, общаться и говорить друг с другом в интернете на таком чато-SMSном-ICQшном слэнге, который не понимают даже опытные веб-мастера, разработчики и администраторы сайтов, порталов и форумов. Пользователи для простого общения через интернет берут себе вымышленные псевдонимы и псевдопортреты из жанра фэнтези. Все это отрывает людей от жизненных реалий (как, впрочем, и от жанра фэнтези как такового). В жизни матерый "крутой" и "отвязный" гоблин или "могучий" маг из интернетного форума запросто может оказаться закомплексованным подростком неопределенного пола и возраста, не прочитавшим ни одного произведения фэнтези и ни одного мифа. Все мы - рабы своих привычек. Концепция интернета как доски объявлений, глобального каталога, библиотеки и среды общения себя оправдывала и продолжает оправдывать. Привыкнув работать по успешному и оправдавшему себя стереотипу, держатели сайтов фэнтезийной тематики не заметили нового технологического скачка в интернете, который полностью оформился уже в 2006 году. Качественно увеличилась пропускная способность каналов связи и резко возросли мощности используемых компьютеров. Производители оборудования (в частности, корпорация Intel) и разработчики аппаратного программного обеспечения для интернета уже давно (с 2002-2005 года) предупреждали о новинках в области динамического интернета, которые требовали от разработчиков веб-сайтов повышения уровня квалификации и обучения новым средствам разработки (в частности, подробного изучения программного языка клиентских сценариев JavaScript и других средств разработки). Новые динамические технологии уже в 2006 году проложили непреодолимую пропасть между аматорами-любителями и профессионалами. Но часть разработчиков не вняла производителям и их "гласу вопиющего в пустыне", не обратив внимания на современные тенденции, упорно продолжая делать сайты как журнальные листы, совершенствуясь в умении с точностью до пикселя размещать тексты и иллюстрации на странице. В ответ на их бездействие появились мощные игровые порталы, эксплуатирующие не только тематику фэнтези, но и конкретные произведения жанра. Эти динамические проекты привлекают к себе массу новых посетителей (причем не только молодежь или подростков). Статические построенные по привычному стереотипу сайты, посвященные фэнтезийным литературным произведениям, турнирам и костюмированным ролевым играм фэнтезийной тематики, стали заметно проигрывать новым игровым порталам, где через сеть интернет люди фактически знакомятся и играют друг с другом в реальном масштабе времени в компьютерные фэнтезийные игры. Отсутствие здоровой визуальной и структурной динамики на сайтах, посвященных фэнтезийной литературе и жанру фэнтези в целом, привело к парадоксальной ситуации. Дело доходит до абсурда. В одном из интернет-кафе с игровым залом посетитель 6 месяцев активно играл в интернет-игру, написанную по Дневным и Ночным Дозорам, ни разу не изъявив желания прочитать произведения Сергея Лукьяненко и вообще не зная, кто это такой. Пожертвовав всего двумя посещениями интернет-кафе, игрок мог бы купить хорошее издание автора, но ему такая мысль просто не приходила в голову. Как говориться, мысли его голову вообще не посещали... Годами играя в фэнтезийные компьютерные игрушки с троллями, эльфами, оборотнями и магами, люди не удосуживаются не только прочитать хотя-бы одно (!!) литературное произведение этого жанра, но и элементарно изучить исторические мифы и легенды, связанные с этими персонажами. Вопросы исторической, мифологической и литературной грамотности многократно и квалифицированно освещались в докладах на "Звездном мосту" Андреем Валентиновым, Григорием Панченко и Константином Асмоловым, поэтому я их рассматривать не буду. Хочется обратить внимание поклонников жанра фэнтези, что сегодня сайты, сделанные с активным использованием динамических технологий, не только выигрывают визуально в плане их восприятия, но и становятся самостоятельными произведениями искусства, посредством которых разработчик реализует свой личный творческий заряд и высокие профессиональные амбиции, чего не было раньше. Набор букв, цифр и символов html- и JS-кода, непонятный непосвященному, превращается на экране компьютера пользователя в феерическое и захватывающее действо, становясь самостоятельным и самодостаточным явлением. Некоторые объекты на веб-странице можно просто передвигать мышью. Картинки на странице по очереди сменяют одна другую. Фразы появляются и исчезают, а текст сам по себе набирается на мониторе. Открываются и закрываются окошки, выдвигаются и прячутся меню. Перелистываются как в книге иллюстрации, звучит музыка и демонстрируется видео. Фон и текст меняет свой цвет, буквы падают по экрану и исчезают, живут самостоятельной жизнью или бегают за мышью... Все это должно быть по кирпичикам собрано воедино в гармоничное и неповторимое (без излишеств) сочетание сайта. Концептуальное отличие ресурсов нового поколения от сайтов предыдущих генераций состоит в том, что они уже не просто информируют о чем-либо посетителей. Сам по себе просмотр сайта с новыми технологиями должен доставлять пользователю эстетическое удовольствие и подчеркивать его содержание. Показ веб-страниц, содержащих встроенные модули-программы, превращается в некую цель. Сайт становится самостоятельным произведением искусства на заданную тему. Использование динамических элементов программирования призвано воздействовать в первую очередь на эмоциональную сферу человека. Многие веб-разработчики не могут написать литературное произведение (да и времени часто не хватает), но сегодня они активно самовыражаются и показывают свой высочайший творческий потенциал, создавая программные шедевры и демонстрируя их посредством сети интернет. Из различных видов искусств в последние 10-15 лет кинематограф в жанре научной фантастики не только активно использует современные технологии, но и быстрее всех реагирует на технические и программные новации и новые разработки в сфере компьютерной коммуникации, технологий клиентской обработки, встроенных программ и визуализации. Они напрямую отражены в сюжетах таких фильмов, как "Газонокосильщик" или трилогии "Матрица". И здесь Харьков не отстал от мировых тенденций. Недавно группа энтузиастов клуба "Варяг" сняла короткометражный экспериментальный фильм "Матрица. Неверный номер" в жанре фантастического экшн, а затем в интернете был создан сайт, который выступает в т.ч. самостоятельным произведением искусства и активно демонстрирует то, о чем говорилось выше. Взаимосвязи науки и технологии с научной фантастикой более понятны и прозрачны, начиная еще с классики Жюля Верна и Герберта Уэлса. Сложнее дела обстоят с жанром фэнтези (богатыми мирами мифов и полета фантазии как таковой). Магия выражает извечное стремление человека к непознанному. Реализация этих желаний находится в сфере научно-технического прогресса. Магические шары и палантиры сегодня воплощаются в средствах аудио-, видеосвязи и телекоммуникации. Иллюзии и видения по магическому запросу (заклинанию), возникающие на поверхности магических предметов, можно сравнить с компьютерными терминалами, подключенными к мировой сети, а также технологиями, запросами и страницами в сети интернет. Воплощением этих заклинаний поиска выступают Yandex, Rambler, Google и другие поисковые машины. Доносят всю информацию до пользователя из любой точки мира спутники, провода и оптическое волокно, используя электрические сигналы и лазерные импульсы. Администраторы разделяют, что можно показывать и что можно знать пользователям, а что нельзя. И конечно же, самих разработчиков веб-сайтов вместе с программистами можно смело приравнять к истинным магами и творцам, стоящим у первооснов и истоков виртуального мироздания. При этом проникновение науки и научных знаний напрямую в литературу фэнтези гораздо менее ощутимо. В ряде классических произведений, таких как "Три сердца и три льва" Пола Андерсона, главный герой не только пытается объяснить магические явления ирреального мира, куда он попал, с точки зрения науки середины XX века, но и успешно противостоит магии при помощи элементарных научных знаний и полета инженерной мысли. Подобные тенденции наблюдаются также у героев произведений Анджея Сапковского, Кристофера Сташеффа, Сергея Лукьяненко, Роджера Желязны (в хрониках Амбера и цикле о Мерлине). Вообще следует отметить, что нормальное восприятие литературы жанров фэнтези и научной фантастики требует наличия у читателей реального образования и некоторого уровня эрудиции и грамотности, что выделяет этот жанр на фоне других (например, обычных боевиков или любовного романа). Фэнтези - это не просто мода, это литература интеллигентных и образованных людей. Вместе с тем Андрей Валентинов, Константин Асмолов, Григорий Панченко, Генри Лайон Олди и Кирилл Еськов с трибуны фестивалей "Звездный мост" (и не только) активно и многократно призывали не только читателей, но и молодых писателей жанра фэнтези и научной фантастики изучать азы и основы современной науки хотя бы для того, чтобы не писать откровенные глупости. Мне же хочется призвать всех черпать сюжеты новых литературных произведений из современных бурно развивающихся информационных технологий, в частности высоких технологий компьютерной коммуникации и сети интернет. 26 августа 2006 года Юлия Кафтанова (автор К.305)
Тел. +38 050 13579-29, 063 487-78-33 (Антон Кафтанов, г. Харьков, Украина)
1999-2019 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г.
1999-2019 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г.
На главную |
Изделия из камней - бусы, четки, подвески, минералогические образцы
|