На главную
 

История костюма, доспеха

В чем прелесть женского кимоно?

   Кимоно - традиционная одежда мужчин, женщин и детей, но именно женское кимоно превратилось в своего рода символ Японии. Кимоно по сути - халат прямоугольного кроя на подкладке, который шьют из шелка, жаккарда или хлопка.

   Японкам не очень идет западная одежда. Невысокий рост, крупная голова, плоская грудь, узкие бедра при широкой талии и не слишком длинные ноги плохо сочетаются с пропорциями западной моды. Зато кимоно идеально подходит к такой фигуре, делая женщину похожей на фарфоровую статуэтку. Юная японка в кимоно вызывает восхищение, так она утонченна, грациозна и загадочна. А японка зрелых лет достойна уважения: за благородную осанку и то же юное изящество.

   Кимоно имеет историю длиной в 1500 лет, и к нему относятся, как к национальному достоянию, соблюдая при изготовлении и использовании множество правил и традиций.

   В Японии одной из самых соблазнительных для мужчин частей женского тела считались кисти рук. Поэтому девушки носят кимоно с длинными рукавами, из которых только иногда выглядывают тонкие пальчики. Самое нарядное называется фурисодэ (развевающиеся рукава). С нарядным кимоно носят белые носочки таби и сандалии дзори из парчи и шелка с перепонкой для большого пальца. Одежда не должна сильно приоткрывать кисти рук и щиколотки и не распахиваться при ходьбе. Это считается дурным тоном.

   Кимоно и полная грудь несовместимы. Раньше грудь даже специально стягивали бинтами. Зато шею показывать не возбраняется, но - сзади, потому что изгиб шеи и то место, где шея соединяется со спиной, всегда считалось самой красивой частью женского тела.

   Под верхнее кимоно надевают нижние. И чем верхнее наряднее, тем больше под ним слоев шелка многих халатов. Каждый слой перевязывается поясом. На верхнее кимоно выше талии повязывают знаменитый широкий пояс оби - главную часть туалета. Сзади при помощи специальной подушечки и двух, а иногда и четырех поясов-шнуров и еще двух дополнительных широких поясов завязывают бант. Сооружение закрепляют шнуром оби-дзиме, иногда украшенным брошью. Банты бывают очень сложных конструкций, но в Японии есть поговорка: "Женщина, не умеющая завязать оби, ничего не умеет".

   Когда девочке исполняется 7 лет, ей надевают оби. Потом учат искусству его завязывать и умению носить "взрослое" кимоно: держаться прямо, не делать резких движений, ходить мелкими шажками, легко кланяться, изящно садиться и на стул, и на колени с упором на пятки.

   Видов кимоно много. Светлые домашние юката шьют из хлопка без подкладки и подпоясывают хлопковыми поясами с бантами. Нарядные юката, с нарисованными водными потоками или реющими лентами, которые создают видимость прохлады, надевают летом на праздники. Еще юката надевают в национальных гостиницах у горячих источников и после бани. С ними носят простые сандалии гэта.

   Томесодэ (подобранные рукава) - кимоно с недлинными и неширокими рукавами для замужних женщин. Его разновидность - парадное черное кимоно с парчовым поясом и орнаментом по низу халата. Причем, чем старше женщина, тем ниже располагается узор.

   Хомон-ги (одежда для посещений) - кимоно светлых тонов с легким нежным орнаментом и плотным шелковым поясом неброского рисунка.

   Утикакэ - кимоно для невесты. До церемонии бракосочетания невеста одета в белые одежды, с вытканными изображениями журавлей, символов счастья, или гирляндами символических цветов. На голове у нее аналог фаты - белый цуно какуси (укрытие рогов), что символизирует усмирение женской ревности. Считается, что у ревнивых жен вырастают рога (такая несправедливость...). После церемонии невесту переодевают в роскошное длинное кимоно, обычно красного цвета. И она рядом со скромно одетым в темное женихом на один день становится похожей на императрицу.

   Время поменяло некоторые традиции. На Новый год для девушек модно украшать кимоно по вороту белой меховой опушкой, а для женщин - накидывать сверху боа или горжетки. В марте выпускницы университетов идут на выдачу дипломов в удобных мужских костюмах, состоящих из темных широких брюк, завязанных выше талии, и однотонных коротких кимоно.

   В наше время любая дама-не-японка может превратиться в красавицу, купив себе кимоно. Иногда случаются казусы: желая порадовать знакомых из Японии, дама может нарядиться в дорогое кимоно, но рискует при этом повергнуть знакомых в смятение. И хотя они хорошо воспитаны и не покажут вида, что шокированы, на всякий случай даме неплохо заранее узнать, как правильно обращаться с кимоно.

   Нарядное кимоно надевают на нижнее. Так принято, и так оно лучше держит форму. К тому же дама, забывшись, может по привычке закинуть ногу на ногу. И нижнее кимоно спасет ее от позора, потому что открытые ноги - это верх неприличия.

   Пояс оби завязывают на спине. Спереди его завязывали только представительницы древнейшей профессии.

   Халат надо запахивать правой стороной к телу, а левой - поверх правой. Наоборот запахивают на покойниках.

   В Японии 12 сезонов, приуроченных к цветению разных растений. Цветочный орнамент на кимоно предваряет пору цветения, а не соответствует ему, т.е. надеть кимоно с хризантемами в пору цветения хризантем - полная безвкусица.

   Внешняя притягательная сила кимоно - в уникальном силуэте и красоте мерцающих тканей. Но присмотревшись, можно увидеть, что кимоно противоречиво, как все в дзен-буддистском мире. Простота кроя соседствует с фантастической сложностью узоров, статичность формы - с динамичностью летящих рукавов, жесткие правила одевания - с изысканной, почти богемной живописностью. А узоры наполнены философской символикой. Женское кимоно - не просто платье. Это - овеществленное понимание красоты, носительницей которой является женщина. Слияние живого и неживого создает двойной эффект красоты.

   Нам остается только учиться. Использованы фотографии кимоно из коллекции Генерального консульства Японии в СПб и общества дружбы "Россия-Япония".

   Автор Надежда Рубцова. Источник: http://www.Shkolazhizni.ru (интернет-журнал "ШколаЖизни.ру")

 



 

 

На главную | Изделия из камней - бусы, четки, подвески, минералогические образцы
Искусство выживания | Безопасность, оснащение | Боевые искусства мира | Об огнестрельном оружии
Ролевые игры, фестивали | История костюма, доспех | Мастерская, технологии | Стихи Антона Кафтанова