Обработка камнесамоцветного сырья и огранка природных камней

   В камнерезном производстве существует четыре способа обработки камней: 1) металлическими резцами (мягкие породы - агальматолит, змеевик, гипс, янтарь, пирофиллитовый сланец и др.); 2) камнетесный, скалывание камня ударными инструментами (гранит, песчаник, известняк); 3) абразивами - пиление, шлифование (твердое камнесамоцветное сырье - агат, нефрит, яшмы, родонит, кварц); 4) огранка камней для ювелирных изделий.

   Изготовление камнесамоцветных изделий. В настоящее время обработку и изготовление изделий из мягкого камня производят в основном камнеобрабатывающие предприятия, расположенные в районах распространения этих пород: пирофиллитового сланца в Украине, агальматолита в Тувинской АР, гипса-селенита на Урале и т. д. Часто местные изделия (фигурки, шахматы и др.) выполнены в национальных традициях (Тувинская АР). Камнетесная обработка камня широко применяется для украшения цоколей зданий, изготовления монументов и др. Камнерезные предприятия для строительных работ распиливают и шлифуют твердые горные породы (гранит, габбро, лабрадорит, мраморы, туфы и др.), из которых изготавливаются плиты различной величины для внешней и внутренней отделки зданий. Для этого используют современные крупные станки с алмазными пилами, шлифовка и полировка производятся различными абразивными пастами, в том числе алмазными.

   Наиболее распространенное камнерезное производство организуется на крупных предприятиях, поставляющих изделия из камнесамоцветного сырья для народного потребления. Они изготавливают вазы, рюмки, кольца, бусы, вставки для ювелирных украшений. Предприятия оборудованы современными высокооборотными станками для распиловки, шлифовки и полировки, а также ультразвуковыми установками для пробивания отверстий и нанесения узоров на камне. Обработка изделий производится армированным алмазами инструментом и абразивными пастами.


Цех обработки камня и ограненные камни, конец XX века, СССР

   Огранка самоцветов. По мнению А. Е. Ферсмана, русские ограненные самоцветы, по сравнению с камнерезными изделиями, не играли большой роли в ювелирном деле России. Качество уральской огранки было низким. В конце XVII в. для сохранения объема самоцвета применялась огранка мелкой гранью с учетом индивидуальных особенностей каждого камня, как это делали древнеиндийские ювелиры. Непрозрачные камни - бирюза, родонит, гематит и др. обрабатывали в форме кабошона, иризирующие камни - лабрадор, беломорит и др. в виде пластин, вырезавшихся параллельно спайности.

   В конце XVIII в. были модны крупные ограненные камни, а в XIX в. такими камнями украшали предметы обихода. Оригинальные формы гранения топазов, аметистов были выработаны на Екатеринбургской гранильной фабрике, в том числе для мелких камней в виде пятигранной "искры". В начале XX в. крупные частные фирмы организовали литье и обработку металла для ювелирных изделий, что повысило их художественное выполнение.

   В последние годы, с созданием гранильных предприятий на территории СССР и СНГ на основе развивающейся алмазодобывающей промышленности, изготовления синтетических алмазов и инструмента, были достигнуты успехи в алмазной огранке, производящейся на самом современном уровне. Бриллианты российского производства пользуются большим спросом как на внутреннем, так и на мировом рынке. Разработаны новые усложненные виды огранки, усиливающие "игру" самоцвета.


Ограненные природные топазы (голубые и винные топазы в огранке), Украина.


Ограненные природные аквамарины.

   Огранка самоцветов производится для наиболее полного выявления их свойств: блеска, окраски, дисперсии света. При огранке камня ему придают строго определенные геометрические формы с тем или иным числом, формой и размером граней. Ограненный камень состоит из двух частей: верхней - коронки и нижней - павильона, или базы.

   Попадая на коронку, часть световых лучей отражается от ее полированных граней, другая часть, преломляясь, проникает в глубь камня. Низ камня обычно закрыт металлической оправой и лучи могут проникать только через коронку, поэтому углы наклона граней следует делать такими, чтобы все лучи света получили полное внутреннее отражение и выходили через коронку, а не были бы погашены оправой.

   Грани коронки и павильона размещаются строго закономерно под определенными углами, различными для каждого минерала. Правильно ограненный самоцвет при естественном и искусственном освещении передает яркую игру световых лучей. Точность огранки достигается при помощи специальных приспособлений: квадранта и кичей. При сложных огранках число граней исчисляется несколькими сотнями. Огранка производится на индивидуальных гранильных станках, а также автоматах и полуавтоматах.


Огранка самоцветов. Природные топазы. Образцы и ограненные камни.

   Основная задача огранки - сохранение массы камня. Огранка часто исправляет дефекты роста и различных деформаций кристалла, раскрывает оптические свойства, присущие данному минералу. При выборе формы огранки учитываются плеохроизм (рубин, сапфир и др.), необходимость просветления окраски или ее усиления (изумруд, александрит).

   Для некоторых самоцветов, особенно полупрозрачных и непрозрачных, свойственны оптические эффекты: опалесценция, иризация, астеризм. Им придают обычно полусферическую форму - кабошон, которая усиливает указанные оптические эффекты. Кабошоны могут иметь вогнутое, выпуклое или ровное основание, различную вытянутость и высоту. Из густоокрашенных камней принято делать более высокие кабошоны, просветляющие камень; иногда применяется смешанная шлифовка: половину полусферы кабошона шлифуют, а на другую наносят мелкие грани.

   Для некоторых самоцветов характерна спайность (алмаз, топаз, флюорит и др.), поэтому при их обработке необходимо соблюдать осторожность, так как от удара и при резком трении (быстром нагревании) они могут скалываться и даже раскалываться по спайности.

   В результате образуются два более дешевых камня, а уникальность и красота первоначального самоцвета, как правило, теряется. Прозрачные самоцветы обычно гранят, чтобы придать им большую красоту и блеск. Только после огранки раскрывается подлинная красота камня.

   Существуют следующие типы (виды) огранки самоцветов: 1) полирная, или ступенчатая - изумрудная, 2) клиньями, 3) "розой", 4) бриллиантовая, 5) смешанная, или комбинированная, 6) фантазийная, 7) кабошоном.

   Полирная, или ступенчатая, огранка имеет широкую верхнюю площадку (таблицу) и различное число ступеней (пологих фасок), часто ее называют "изумрудной". Она подчеркивает цвет камня, который усиливается высокой огранкой и ослабляется низкой.

   Огранка клиньями выполняется аналогично ступенчатой, но с дополнительным нанесением клиньев. Основание клина начинается у боковых ребер грани и уменьшается, сходя на нет у середины грани, образуя вершину клина. Это тип огранки хорошо раскрывает цвет камня и оживляет его игру. Огранка "розой" с наклонными гранями сверху и ровным основанием удобна для мелких и плоских камней. Двойной розой иногда гранят бусы, при этом отверстие в камне сверлят до огранки. В последние годы плоские камни гранят в форме "принцесса", которая представляет собой пластинку с глубокими насечками-врезами.

   Бриллиантовая огранка, возникшая, по-видимому, в процессе усовершенствования огранки таблицей, лучше всех создает световую игру камня. Для полубриллиантовой огранки характерно от 12 до 37 граней, а для полной бриллиантовой огранки от 48 до 240 граней.


Ограненные природные камни: 1 - цитрин; 2 - аквамарин; 3 - аметист: 4 - 5 - голубой топаз; 6 - берилл; 7- раухтопаз; 8 - розовый топаз.


Ограненные природные камни самоцветы: 1 - гранат; 2 - демантоид; 3 - хромдиопсид; 4 - данбурит; 5 - гранат пироп; 6 - шпинель; 7 - хризолит; 8 - природный циркон; 9 - клиногумит.

   При огранке самоцветов пользуются классическими формами огранки: круглой (бриллиантовой), прямоугольной (карэ) и овальной. Смешанная, или комбинированная, огранка включает ступенчатую, клиньями и бриллиантовую типы огранки. Она значительно усиливает блеск камня и выявляет его окраску. К этому типу относятся комбинированная огранка - "слезка", или "капля", которую применяют при обработке продолговатых камней. Ее называют и "бриолетом", в форме которого французские ювелиры гранили грушевидные бриллианты.

   Фантазийные типы огранки включают все элементы комбинированной, с некоторым дополнением других элементов. Этот тип огранки придает самоцвету оригинальный вид, усиливает игру камня. Мода распространяется не только на самоцветы, но и на типы огранки, в том числе фантазийные. В настоящее время используют не только фантазийный тип огранки, но и его различные формы: "маркизу", "каплю", сердцевидную и т. д. На эти формы наносят ступенчатую, клиньями, бриллиантовую, комбинированную и даже фантазийные типы огранки. Наиболее характерные фантазийные формы огранки - "маркиза" и "капля". Расположение граней у этих форм обычное (бриллиантовая огранка), но все грани искажены.


Кабошоны из различных камней: 1-5- яшма; 2 - амазонит; 3 - окаменелое дерево; 4 - бирюза; 6 - лазурит; 1 - хризопраз; 8 - родонит; 9 - авантюрин: 10 - жадеит; 11 - агаты; 12 - кианит; 13 - хромдиопсид; 14 - чароит; 15 - нефрит; 16 - янтарь; 17 - малахит.

   Форму кабошона (круглая, овальная, смешанная) обычно придают полу- и непрозрачным камням, особенно с оптическими эффектами, или прозрачным самоцветам со значительным числом включений. Иногда одну часть кабошона шлифуют, а на другую наносят грани.

   Следует сказать и о резьбе по камню. Искусство резьбы на самоцветах - глиптика - известно с глубокой древности; она старше скульптуры, живописи, восходит к истокам человеческой цивилизации и является ее каменной летописью. Произведения глиптики дошли до нас и являются для отдельных эпох единственным отражением их высокой и своеобразной культуры. Периоды расцвета глиптики чередовались с периодами забвения этого вида искусства. Сменялись виды камней, на которых вырезали изображения, усовершенствовался инструмент, но оставался неизменным ручной метод работы.

   В настоящее время многие любители камня увлекаются изготовлением резных камней с врезанными - заглубленными (интальо) или выпуклыми (камея) изображениями. Для этого применяется армированный твердыми сплавами или алмазами инструмент. Однако широкого распространения в настоящее время искусство глиптики пока не получило.




Виды огранки: 1 - полирная (ступенчатая изумрудная); 2 - клиньевая; 3 - розой; 4-бриллиантовая; 5 - комбинированная; 6 - фантазийная; 7 - кабошон