Китайские сады и традиции китайских парков
Когда европейцы открыли для себя сады Китая, они были поражены их красотой и своеобразием. Китайская школа садового искусства оказалась совершенно самобытной, не похожей на все то, к чему привыкли в Европе. Китайцам была чужда идея сада, созданного по прихоти и воле человека. Стриженые деревья и кустарники, изощренные геометрически правильные узоры цветников, идеально ровные газоны в европейских садах воплощали торжество человека над природой.
Китайцы же проповедовали иное: для них природа была высшей ценностью. Создавая рукотворный пейзаж, садовый мастер, по убеждению китайцев, должен пытаться воспроизвести природу в ее наиболее гармоничных проявлениях. Такой взгляд был для европейцев настоящим открытием. Во многом под влиянием китайских садов в Англии в XVIII веке зарождается пейзажный стиль садового искусства, который стремится подражать природе. Из Англии мода на сады в природном стиле распространилась по всей Европе и интерес к ней не угасает и по сей день.
Условно различают 6 типов китайских садов – императорские сады и парки, расположенные на севере Китая, в пригородах Пекина, сады при императорских гробницах, храмовые сады, сады естественных пейзажей, домашние сады и сады ученых. Тем не менее, не входя в детали, все многообразие китайских садов можно свести к двум основным типам: императорские и частные.
Императорские сады создавались искусственно: насыпались огромные холмы, устраивались водоемы, связанные между собой протоками с переброшенными через них мостиками, высаживались целые рощи деревьев. Одним из лучших образцов таких садов является хорошо сохранившийся парк "Ихэюань" в 12 км от Пекина. Общая площадь парка составляет 330 га, из которых 264 приходится на озеро Куньминху с островами и дамбой. Это гигантское озеро создано искусственно и является композиционным центром всего дворцово-паркового ансамбля. Сам же летний дворец императора с многочисленными павильонами располагается на горе Ваньшоуань. Северный склон горы занят лесом, а у ее подножья протекает ручей, берега которого воспроизводят природные пейзажи южно-китайских провинций.
В отличие от императорских, частные сады, столь характерные для юга Китая, как правило, не отличались большими размерами. Обычно их стремились "вписать" в существующий ландшафт, лишь подчеркивая достоинства естественного рельефа, но не меняя его кардинально. Такими садами славится район города Сучжоу близ Шанхая. В садах Сучжоу (их сейчас насчитывается около 60, причем некоторые из них существуют с 16 века) нет официальной парадности императорских парков. Сады здесь создавались для отдыха, размышления, интеллектуальных бесед. Для них характерны небольшие озера с высокими арочными мостиками, павильоны с черепичными крышами в виде пагод, композиции из естественного камня. Сад, являвшийся продолжением жилых покоев и отделенный от окружающего мира оградой, воплощал особый мир тишины и покоя, располагавший к сосредоточенному созерцанию.
По канонам китайского ландшафтного искусства разбивать сад следовало так, чтобы в любой точке сада "за пределами вида имелся еще вид". Такой прием назывался "принципом заимствования пейзажа". Окружающая сад природа словно входила в него, становясь его частью. Это позволяло зрительно раздвинуть границы сада и придать многоплановость открывающимся пейзажным видам.
Масштаб сада для китайцев не имеет значения. По их мнению, главное в искусстве создания сада – способность "в меньшем увидеть наибольшее". "Горсть земли и ложка воды навлекают безбрежные думы", - пишет один из китайских авторов и его слова выражают истинно китайское понимание садового искусства.
Любой сад, даже самый миниатюрный, является воплощением образа природы и поэтому он обязательно должен содержать три основных ее элемента – воду, камни и растения. Вода организует пространство сада и придает разный характер отдельным его частям. Гладь воды воплощает мир и покой, в то время как струящаяся вода – символ жизни, вечного движения и постоянных перемен. Водоемы в китайских садах не имеют высоких берегов и искусственной облицовки. Павильоны на островах строились с таким расчетом, чтобы их фундаменты занимали почти всю территорию острова, что создавало впечатление, будто они "вырастают" из воды и "смотрятся в свое отражение".
Другой непременный элемент китайских садов – камни. Считается, что камни в саду уравновешивают природные стихии – воду, деревья - и создания рук человеческих – архитектурные сооружения. Иногда в китайских садах даже устраивались искусственные горки из камней без всякой растительности. Китайцы относятся к камням с необычным обликом и цветом как к шедеврам природы: их созерцают, к ним прикладывают руку, их слушают.
Очень ценят китайцы и старые многовековые деревья. Они обязательно становятся главной достопримечательностью садового пейзажа. И чем старше дерево, тем большим почетом оно окружено. Из деревьев особой любовью китайцев пользуются сосны – символ благородства, "деревья счастья" - персик и слива - и, конечно, магнолии, камелии, ивы, гинкго. Почти в каждом китайском саду можно встретить бамбуки – символ благородства и жизненной стойкости.
Из цветов особое поклонение в Китае вызывал древовидный пион, заслуживший титул "царя цветов". Повсеместно выращивались хризантемы, гортензии, розы, нарциссы, а из водяных цветов – лотосы (водяные лилии). У каждого благородного цветка были свои спутники из цветов рангом пониже. Для царственного пиона лучшими спутниками считались шиповник и роза, сливу старались посадить рядом с камелией и магнолией, хризантему "оттенить" бегонией. Вообще же, все растения китайского сада имеют свою символику, поэтому для каждого китайца смысл пейзажной композиции понятен без дополнительных пояснений – символичность лежит в основе китайской культуры и даже китайского образа мыслей. Персик выражает пожелание благополучия, гранат символизирует семейное счастье и продолжение рода, сосна – долголетие и силу характера, пион – богатство и знатность, яблоня – широту души.
Обычно в саду создавали уголки, предназначенные для посещения в разные времена года. Так, в "зимнем" пейзаже обязательно присутствовали сосна и цветущая в эту пору слива, а также некоторые другие раннецветущие растения. "Весенние" пейзажи украшали сакура, жимолость, миндаль, фиалки, нарциссы и прочие растения, наиболее декоративные в это время года. В "летних уголках" сада сажались летние цветы и лиственные деревья – дуб, бук, ясень, платан. В осеннюю пору наслаждались разноцветьем кленовых листьев и тонким ароматом цветущих мандариновых деревьев.
Традиционный китайский сад отличался богатой и разнообразной растительностью, имевшей, подобно всем элементам сада, как утилитарную, так и эстетическую ценность. Нередко он включал плантации плодовых деревьев и цветники, которые засевались лекарственными травами. Едва ли можно найти китайский сад, где не росли бы благородные породы деревьев. На первое место среди них китайцы единодушно ставили вечнозеленую сосну - символ постоянного благородства. Не меньшей популярностью у китайских садоводов пользовался бамбук - упругий, полый внутри и потому служивший символом живительной пустоты.
Почти в каждом китайском саду можно встретить "деревья счастья" - сливу и персик, плачущие ивы, олицетворяющие животворящее начало ян, стройные тополя, пышные магнолии и банановые деревья. Как и в китайском пейзаже, цвета садовой флоры довольно сдержанные: внимание наблюдателя привлечено главным образом к форме растений и игре света и тени.
Обширную область китайского садоводства составляло разведение декоративных цветов. Наибольшим почтением пользовался пион, заслуживший в Китае титул "царя цветов", поскольку он считался чистым воплощением начала ян. Китайцы вывели более сотни сортов пиона, среди которых лучшим считался "танцующий львенок": лепестки пастельных тонов, листья "как яшмовые бабочки", а семена - "как Золотой Павильон". Пассивное начало инь в цветочном царстве было представлено хризантемой, символом покоя и долголетия. Среди хризантем самыми красивыми считались те, у которых лепестки "были подобны разноцветным перьям цапли". Повсюду в Китае разводили розы, гортензии, нарциссы, гиацинты, гранаты, а на юге - орхидеи, Лотос, тянущийся к солнцу из темной глубины вод, как бы пронизывает все уровни мироздания и являет неудержимую силу жизненного роста. Его нежные цветы, распускающиеся над самой водой, представляют собой символ чистоты, неуязвимой для "грязи и тины" суетного мира.
Цветы в китайских садах высаживали и в партерах, и на клумбах, и в виде беспорядочных зарослей у воды, и в отдельных урнах или горшках. Китайский сад не знает чистых травяных газонов: специально выделенное пустое пространство чуждо его эстетическим принципам. Разнообразие цветов и способов их выращивания связано с пронизывающим китайское садоводство духом эксперимента, со стремлением испытать свойства растений и выявить возможности их роста и развития.
В современном искусстве фэн-шуй считается, что недавно спланированные и предназначенные для продажи садовые участки лишены благотворной энергии ци. Если участок лишен растительности, он открыт всем ветрам, которые разгоняют ци, не позволяя ей накапливаться. Вечнозеленые растения, символизирующие благородство и долголетие, традиционно считаются лучшими для накопления ци. В общем и целом, наиболее благоприятными с точки зрения фэн-шуй являются многолетние растения с пышной листвой, регулярно цветущие и плодоносящие.
Какой цветок символизирует жизнь человека и Вселенной
Лотос (водяная лилия) символизировал обновление жизненных сил и возвращение молодости. Действительно, если взглянуть на лотос днем, то он погружен в сон, а ночью раскрывается в своей красе. Главным его потребителем сегодня являются японцы и китайцы.
В Китае лотос почитался как священное растение еще до распространения буддизма и олицетворял чистоту и целомудрие, плодородие и производительную силу. Согласно традиции китайского буддизма, "Лотос Сердца" олицетворяет солярный огонь, а также время, невидимое и всепоглощающее, раскрытие всего сущего, мир и гармонию. Особенно большой спрос на цветок лотоса в день китайского нового года. Он вместе с нарциссом приносит счастье.
В буддизме лотос символизирует изначальные воды, духовное раскрытие, мудрость и нирвану. Цветок посвящен "Жемчужине Лотоса", Будде, явившемуся из лотоса в виде пламени. Лотос – это образ чистоты и совершенства: вырастая из грязи, он остается чистым – так же, как Будда, рожденный в этом мире. Будда считается сердцем лотоса, он восседает на троне в виде полностью раскрывшегося цветка. Кроме того, в буддизме с появлением лотоса связывается начало новой космической эры.
В Древней Индии лотос выступает как символ творческой силы, как образ сотворения мира. В лотосе усматривали символ Вселенной, отображение земли, которая плавает, подобно цветку, по поверхности океана.
Древние египтяне предположили, что это явление имеет связь с движением небесных светил и посвятили цветок богу солнца Ра, считая, что он родился из цветка лотоса. Нефертум - божество растительного мира изображался с цветком лотоса на голове. Лотос символизировал обновление жизненных сил и возвращение молодости, ибо, по воззрениям египтян, старый бог умирает, чтобы возродиться молодым. Изображение умершего, держащего цветок лотоса, говорит о воскрешении из мертвых, пробуждении на духовном уровне. Египетские цари как знак своего божественного происхождения надевали на голову эти цветы. Скипетр фараонов выполнялся в виде цветка лотоса на длинном стебле. Лотос применялся и в общественной жизни египтян. Им украшали головы почетных гостей. Им убирали танцовщиц и певиц. Первые египетские колонны изображали цветок лотоса на стебле.
В греко-римской культуре лотос считался растением, посвященным Гере и Афродите. В золотом челне в форме лотоса совершает одно из своих путешествий древнегреческий герой Геракл. Геродот называл розовый лотос, самый священный и чудодейственный из цветов, "розовой лилией Нила".