Офисное пространство и его оптимизация
Современный офис представляет собой многофункциональное рабочее пространство, в котором грамотно спланирована каждая единица полезной площади.
Если компания заинтересована в сокращении издержек и повышении рентабельности своего бизнеса, ей необходимо заранее позаботиться о профессиональном подходе к формированию своего офиса и максимально эффективном распределении его площади между всеми настоящими и возможными будущими сотрудниками.
Преобразовать и усовершенствовать рабочие места одна из самых главных задач дизайнера-проектировщика, и начинать эту работу нужно уже на стадии подбора и аренды помещения. В первую очередь необходимо проанализировать деятельность каждого подразделения и степень их взаимодействия, выделить основные офисные зоны, отличающиеся самым важным критерием: присутствием или отсутствием в них посетителей, то есть front-office и back-office.
В тех помещениях, которые представляют собой "лицо компании", располагаются наиболее яркие, с отчетливо выраженным корпоративным стилем и целевым назначением, высоким уровнем цены и качества предметы мебели и интерьера, по которым гости и клиенты смогут оценить компанию с точки зрения ее представительности, области деятельности, креативности, демократичности или наоборот консервативности и многим другим факторам. Сюда относятся кабинеты руководителей, приемные-ресепшн, отделы по работе с клиентами, переговорные комнаты. В таких помещениях не принято экономить квадратные метры, поскольку теснота заведомо может произвести отрицательное впечатление на посетителя даже в очень красивом и дорогом офисе, гости будут чувствовать себя некомфортно, а доверия к компании не возникнет уже на этапе знакомства.
Вся основная функциональная работа офиса происходит именно в помещениях back-офиса, и они требуют гораздо более тщательной проработки, и если для front-офиса эта работа в основном креативно-дизайнерская, то для back-офиса ее можно назвать конструктивно-технической. Рабочее место, например, начальника отдела, сильно отличается от рабочего места IT-специалиста, бухгалтера или сотрудника call-центра. Задача проектировщика сделать эти места максимально удобными и комфортными, а также оптимизировать пространство этих мест для повышения производительности труда всех сотрудников и эффективности пространства офиса в целом.
Постоянно взаимодействующие друг с другом подразделения должны помещаться в непосредственной близости друг от друга, сотрудники, работа которых связана с большим объемом документации, располагать удобными и достаточными системами ее хранения, а те, кому приходится много разговаривать по телефону, обеспечиваться соответствующей шумоизоляцией. Еще существует понятие "стационарности" должности: одни сотрудники проводят за своим рабочим местом полный день и не могут обойтись без большого стола с приставными элементами, тумбами и шкафами, а другие работают в свободном разъездном режиме, и единственное, что им нужно в офисе это небольшая мобильная тумбочка или шкафчик с личными документами и стол, на котором можно расположить ноут-бук и подключить его к Интернету.
Оптимизация офисного пространства не должна сводиться к банальной экономии места и поиску способов размещения как можно большего количества людей на меньшей площади. Хотя последнее время, учитывая невероятные темпы роста цен на аренду недвижимости, многие клиенты обращаются к дизайнерам-проектировщикам именно за этим, потому что финансово не могут позволить себе офис из нормативного расчета 6 м2 на человека, что является минимальным стандартом западных компаний.
Мы можем из собственного опыта привести примеры требований клиента сократить площадь рабочего места до 2,5 м2 на человека. К счастью, чаще всего нам удается переубедить таких клиентов, аргументируя в первую очередь невозможностью для людей полноценно трудиться в подобных "муравейниках", результатом чего будут конфликты, увольнения и убытки для компании.
И все же, если мы говорим об оптимизации, то в первую очередь стремимся привнести в формирование рабочих мест сотрудников и подразделений те самые передовые знания и мировой опыт, которые позволяют учесть все параметры помещения, пожелания клиента и особенности работы данных сотрудников и отделов. Одним из способов является активное использование мобильных элементов, сочетаемых друг с другом, из которых можно свободно создавать разные по размеру, форме и функциональности рабочие места.
В последнее время заказчики все более отчетливо осознают необходимость заказа мебели на легких разборных металлокаркасах, которую можно разбирать и снова собирать много раз. Такая мебель бывает двух видов: столешница крепится к каркасу магнитом, что вообще исключает сложную процедуру ее сборки, или под ноги заранее делаются специальные металлические пазы в столешнице, исключая таким образом крепление ног и столешницы при помощи саморезов.
Шкафы комплектуются рулонными шторками (открытая дверца это еще 45-60 см полезной площади). Шкаф с распашными дверцами не может находиться сзади сидящего человека, а шкаф с рулонными шторками может располагаться где угодно даже заменять собой тумбочку или служить связующей приставкой между двумя рабочими местами.
Рабочие места оснащаются легкими мобильными перегородками, на которые навешиваются как сами столешницы, так и шкафы, полки, аксессуары. За счет таких преобразований экономится не только пространство, но и сокращается стоимость мебели. То есть, стараясь оптимизировать пространство, дизайнер должен сразу же рассматривать его в трехмерном изображении, не забывая о том, что не только длина и ширина, но и высота является параметром, который может существенно повлиять на организацию рабочего места в сторону увеличения его комфортности и функциональности.