Преодоление препятствий и преград в условиях природы
Преодоление болот
Характерной особенность болотистой местности является ее слабая обжитость, отсутствие дорог, наличие труднопроходимых, а порой и совершенно непроходимых участков и целых районов. Все это, с одной стороны, затрудняет их преодоление, а с другой - делает эти районы наиболее пригодными для передвижения групп в тылу противника, так как обеспечивает скрытность их действий.
Болота редко бывают одинаково проходимыми на всем своем протяжении и в разное время года. Многие из них труднопроходимы летом, зимой же они замерзают и становятся легкопроходимыми, а легкопроходимые в сухое время года делаются порой совершенно непроходимыми весной и осенью в период распутицы.
Поверхность некоторых болот очень обманчива. Часто тонкий поверхностный слой неглубок и покоится на твердом грунте и, наоборот, кажущаяся прочной поверхность легко прорывается под тяжестью человека. Небольшие зеленые участки иногда кажутся твердыми островками, на самом же деле они вязки, топки; здесь можно внезапно провалиться с головой.
Наиболее опасны и труднопроходимы топяные болота (зыбуны, сплавинные болота). Отличительными признаками топяных болот является их белесоватость.
Небольшие заболоченные участки особой опасности не представляют. Их легко обойти, наступая на кочки или корневища кустарников, которые дают прочную опору для ног. Когда нет кочек и кустарников, сомнительные участки болота следует проходить осторожно, предварительно ощупав шестом (слегой) дно. Убедившись в невозможности пройти или обойти опасные участки, можно набросать немного веток, положить крест-накрест несколько жердей или связать мат из камыша, травы, соломы и по этому подготовленному "мосту" перебраться через такие участки.
Большую опасность для человека представляют озера, заросшие торфяно-растительным покровом, под которым находится вода. Такие озера нередко имеют глубокие водоемы, сверху затянутые плавучими растениями и травой, причем эти "окна" внешне почти ничем не отличаются. Провалиться в такое "окно" можно внезапно, если пренебречь мерами предосторожности. Поэтому, проходя через незнакомое болото, следует ступать осторожно, не делая резких движений, всегда иметь с собой шест и прощупывать впереди почву, идти с остановкой, не спеша.
Провалившись в болото, не нужно поддаваться панике, делать резкие движения. Необходимо осторожно, опираясь на лежащий поперек шест, подтянуться и принять горизонтальное положение, попытаться достать руками камыш, траву и, подтягиваясь, отползти от опасного места. Если по болоту передвигаются несколько человек, надо держаться ближе друг к другу, чтобы иметь возможность в любую минуту оказать помощь товарищу.
Если группа располагает временем перед переходом через незнакомое болото, то обычно проводится его разведка с целью определения правильного маршрута, проходимости болота или поиска пути для обхода опасных участков. Разведку болота следует проводить в светлое время суток с какого-либо возвышенного места или с высоких деревьев. При осмотре болота нужно установить характер поверхности (гряды, кочки), растительности, наличие троп, а также наметить запоминающиеся ориентиры. Определить проходимость можно по внешнему виду болота.
Вид и характер болота в теплое Степень проходимости время года танков машин человека Верховые (моховые) болота Сплошной моховой покров, деревьев нет или редко встречается одинокая сосна, много мочажин, вода стоит выше поверхности или на уровне ее (в мочажинах) Непроходимое Непроходимое Проходимое с трудом Тот же вид болота, но мочажин мало, воды на поверхности и в мочажинах нет Проходимое Проходимое Проходимое Низменные (травяные) болота Сплошной травяной покров, деревьев нет, редко встречаются кусты ивы, вода на поверхности Непроходимое Непроходимое Проходимое с трудом Травяной и моховой покров, кусты ивы, отдельные деревья, Непрох- Непрох- Проходи- небольшие кочки, вода выше одимое одимое мое с поверхности или на уровне ее трудом Тот же вид болота, но вода ниже поверхности Проходимое с Проходимое Свободно проходи- трудом мое Сплошные заросли тростника, поверхность вязкая и торфянистая Непрох- Непрох- Проходимое с или илистая, вода на поверхности одимое одимое трудом или немного ниже Лесные болота Сосновый или березовый лес, густой травянистый покров, кочки Непрох- Непрох- Проходи- у стволов деревьев, вода на одимое одимое мое поверхности или на уровне ее Сосновый лес (редкий или средней густоты) высотой 10-12 м, Проход- Проход- Свободно торфяной покров, кочки крупные, имое с имое с проходимое поверхность сухая трудом трудом Березовый или еловый лес (средней густоты), кусты ольхи, густой травяной покров, кочки Непрох- Непрох- Проходи- вокруг деревьев, много бурелома, одимое одимое мое вода на поверхности или немного ниже
Если обстановка требует скрытного и бесшумного передвижения по болоту, то двигаться надо низко пригнувшись или на четвереньках, разгребая руками траву, мох, кусты, либо вообще ползти на животе.
Проверить толщину торфяного слоя, его плотность и твердость грунта разведчики могут с помощью металлического штыря диаметром 20 мм с насечками через 10 см. Для преодоления обширных заболоченных пространств можно изготовить из подручных средств болотоступы и другие приспособления. Проходимость сплошного торфяного болота разведчики могут определить простейшими способами, указанными в таблице.
Характер болота Способ определения Допускаемое давление, Возможность проходимости болота кг/кв.см движения Торф очень При сжатии торфа в плотный, руке не чувствуется Танков, осушенный или уменьшения его 1 боевых слабо объема, вода не машин увлажненный выделяется Торф плотный, При сжатии торфа в средней руке заметно увлажненности некоторое Боевых уменьшение его объема, вода 0,75 машин выделяется, но не стекает с руки Торф рыхлый, При сжатии торфа в увлажненный руке заметно значительное уменьшение его объема; вода 0,5 Тракторов выделяется каплями, торф продавливается сквозь пальцы Торф очень При сжатии торфа в рыхлый, сильно руке вода вытекает увлажненный струйкой, масса 0,25 Пешеходов продавливается сквозь пальцы Торф жидкий, Масса полностью Непроходи- текучий продавливается 0,14-0,12 мое для сквозь пальцы пешеходов
Движение суровой зимой
Жестокий мороз, пронзительный, сбивающий с ног ветер, слепящая метель, многочисленные сугробы создают немало трудностей при переходе, требуют напряжения всех сил и большой выносливости.
При подготовке к переходу особое внимание необходимо уделять подгонке и защите обуви от увлажнения, так как ноги - самое уязвимое место разведчика зимой. Для утепления обуви нужно использовать всевозможные стельки из фетра, войлока, сенной травы и т.п. Весьма эффективно защищают обувь от увлажнения бахилы. Это мешки или чехлы из какой-либо ткани, которые надевают поверх обуви и благодаря образовавшейся прослойке воздуха сохраняют поверхность ее относительно теплой. Образующийся водяной пар конденсируется на внутренней поверхности бахилы, которая превращается в своеобразный водосборник, непрерывно высушивающий обувь. Чтобы сохранить ноги в тепле, рекомендуется поверх носков надевать мешочек из полиэтилена, а затем вторую пару носков. Образующееся "мертвое" пространство обеспечивает надежную теплоизоляцию ног.
Очень важно утеплять голову и лицо, так как на них приходится значительная часть теплоотдачи, организма. По данным некоторых исследований, теплопотери незащищенной головы при температуре воздуха -5 oС могут составить около половины общей теплопродукции организма, а при -15 oС - почти три четверти.
По ровному снежному насту можно идти со скоростью 5-6 км/ч. Но скорость движения снижается до нескольких сотен и даже десятков метров в час при передвижении через участки торосистого льда.
Преодоление препятствий на маршруте в Арктике требует знания определенных правил и приемов. Двухтрехметровые трещины можно просто перепрыгивать, сняв с себя весь лишний груз и перебросив его на противоположную сторону; четырех-шестиметровые участки заполненные снежной кашей (снежурой), переходят с помощью "снежного моста" из небольших глыб и обломков льда. Если путь преграждает высокая гряда торосов, лучше всего попытаться обойти ее или отыскать в радиусе 300-500 м проход. Преодолевать гряду следует не торопясь, соблюдая максимальную осторожность, так как глыбы льда зачастую находятся в неустойчивом положении и, обрушившись под ногами, могут причинить серьезные травмы (перелом, вывих, растяжение связок).
Небольшие разводья можно преодолевать на спасательной лодке или использовать в качестве своеобразного парома отдельно плавающую льдину, отталкиваясь от окружающих льдин палкой или автоматом. Но переправы через открытые участки воды - крайняя мера. Их лучше обойти или переждать, пока не образуется прочный лед. Процесс ледообразования идет довольно быстро, и тем интенсивнее, чем ниже температура воздуха. Так, прирост льда (при начальной толщине 10 см) при температуре -5 oС составляет 0,6 см, с понижением температуры до -25 oС - 2,9 см, а при -40 oС - 4,6 см в сутки.
Зимние переходы в тундре не менее трудны. Единственным ориентиром, который иногда может помочь в выборе правильного направления, служат гурии - искусственные гряды камней, сложенные на берегу в качестве опознавательного знака.
Особенно опасен переход в степи и в тундре во время пурги. Сильный, пронизывающий ветер сбивает с ног, изматывает силы, затрудняет дыхание, человек быстро слабеет. Так, при ветре 25 м/с темп движения снижается с 5 до 0,5-1 км/ч.
Воздействие низких температур в сочетании с сильным ветром ведет к быстрому увеличению энергозатрат. Например, при ходьбе на встречном ветре они возрастают до 634 ккал/ч. В результате организм, расходуя тепло, быстро охлаждается. Кроме того, при скорости ветра свыше 10 м/с нормальное дыхание нарушается, поскольку воздушный поток затрудняет акты вдоха и выдоха. Но, самое главное, в пургу человек лишается способности здраво осмысливать создавшееся положение, теряет ориентировку и легко становится жертвой холода.
Движение в тайге
Находясь в тайге, трудно передвигаться среди завалов и буреломов, в густолесье, заросшем кустарником. Кажущаяся схожесть обстановки - деревьев, складок местности и т.п. - может полностью дезориентировать разведчика и он будет двигаться по кругу, не подозревая о своей ошибке.
Чтобы выдержать намеченное направление, обычно выбирают хорошо заметный ориентир через каждые 100-150 м маршрута. Это особенно важно, если путь преградил завал или густой кустарник, которые вынуждают отклониться от прямого направления. Попытка идти напролом всегда чревата получением травмы. Наиболее коварные препятствия - болота и трясины. Их зыбкая поверхность бывает прикрыта сплошным покровом мха, создающим ложную видимость твердой, надежной почвы. Лучше отойти эти природные ловушки. Преодолевать болото надо с максимальной осторожностью и обязательно вооружившись длинным прочным шестом. Водные преграды, особенно реки с быстрым течением и каменистым дном для большей устойчивости преодолевают не снимая обуви. Прежде чем сделать следующий шаг, дно прощупывают шестом. Двигаться надо наискось, боком к течению, чтобы поток не сбил с ног.
Крайне сложен переход в тайге в зимнее время, когда снежный покров очень глубок и преодолевать заснеженные участки без лыж-снегоступов практически невозможно. Такие лыжи при известной сноровке изготовляют в виде рамы из двух веток толщиной 22,5 см и длиной 140-150 см. Передний конец лыжи, распарив в воде, загибают кверху, а раму (ширина в центре должна быть не менее 30 см) заплетают тонкими гибкими ветвями. В передней части лыжи из четырех поперечных и двух продольных планок делают опору для ноги по размеру обуви.
Зимой можно передвигаться по руслам замерзших рек, соблюдая при этом необходимые меры предосторожности. Так, надо помнить, что течение обычно нарушает лед снизу, и он становится особенно тонким под сугробами у обрывистых берегов; что в руслах рек с песчаными отмелями часто образуются натеки, которые, замерзая, превращаются в своеобразные плотины. Но чаще натеки скрыты под глубоким снегом, и их трудно обнаружить. Поэтому все препятствия на речном льду лучше обходить; в местах изгибов рек надо держаться подальше от обрывистого берега, где течение быстрее и лед поэтому тоньше.
Часто после замерзания реки уровень воды убывает настолько быстро, что под тонким льдом образуются карманы, представляющие большую опасность. По льду, который кажется недостаточно прочным, а другого пути нет, передвигаются ползком. Весной лед наиболее тонок на участках, заросших осокой, у затопленных кустов.
Небольшие таежные реки вполне проходимы для легких надувных лодок и плотов. В центре плота можно соорудить небольшое укрытие (шалаш) от дождя и ветра и подготовить место для костра, насыпав слой песка или гальки. Для управления плотом вырубают два-три длинных шеста. Якорем может служить тяжелый камень с прочной веревкой.
Движение в горной местности
Действия разведывательных групп в горах значительно отличаются от действий на равнинной местности. При передвижении в горах на пути разведчиков будут встречаться бурные реки, скалы, непроходимые ущелья, хребты, горные перевалы, ледовые и снежные склоны. Разведчикам будут угрожать камнепады, ледовые обвалы и снежные лавины.
Суровые климатические условия (ураганные ветры, грозы, бури) в горных районах могут оказывать отрицательное влияние на боеспособность разведывательной группы, так как изменения погоды ослабляют физические силы разведчиков, жгучее горное солнце препятствует нормальному отдыху во время дневок.
Однако, несмотря на огромные трудности действий разведчиков в горах, именно условия гор в наибольшей мере обеспечивают конспиративность базирования групп и совершения ими переходов на боевые задания.
Для успешных действий в горах необходима специальная подготовка разведчиков в обстановке, наиболее приближенной к условиям той местности, в которой им придется действовать в тылу противника. Горную местность с точки зрения возможностей передвижения по ней условно можно разделить: на район предгорий (600-1800 м над уровнем моря), горный район (1800-3000 м) и высокогорный район (3000 и выше). Хотя такое деление условно, оно имеет важное значение при оценке горной местности для действий разведывательных групп.
Частая и резкая смена температуры воздуха в горах влечет за собой возникновение явлений, которые представляют большую опасность для разведчиков. Поэтому они должны уметь по различным внешним признакам определять эти явления и принимать своевременные меры безопасности. Прежде всего разведчики должны уметь своевременно определять приближение ненастной погоды - грозы, бури, метели и т.д. Каждый разведчик должен знать особенности горного климата и уметь своевременно принимать меры защиты от его последствий.
Солнечное излучение в горах значительно сильнее, чем на равнинах. Оно увеличивается с увеличением высоты. Воздействие ультрафиолетовых лучей на организм человека очень велико. Возможны ожоги кожи. Солнечные лучи вредно влияют на сетчатку глаз, вызывая резкую боль, а иногда и временную слепоту. Для предохранения глаз необходимо пользоваться очками со светозащитными стеклами. Для защиты лица следует носить головной убор с широкими полями или маску из марли; привалы и отдых организовывать в тени.
Гроза создает опасность поражения молнией, особенно когда разведчики находятся на гребнях склонов, вершинах и выступах. При приближении грозы нужно укрыться в пещере или в снежной яме. Нельзя располагаться под отдельными выступающими скалами. Громоздкие металлические предметы во время грозы следует отложить в сторону и укрыть.
Если обстановка не позволяет разведчикам переждать грозу, так как требуется "оторваться" от преследующего противника, то движение следует продолжать по снежному или ледовому склону. Здесь существует меньшая опасность поражения грозовыми разрядами, хотя возникает опасность ледовых обвалов и снежных лавин.
Грозы обычно сопровождаются ливневыми дождями или снежными метелями. Движение в горах в этой обстановке сложно и весьма опасно, так как травянистые склоны (скалы) становятся скользкими. Дождь может вызывать камнепады и снежные (ледовые) обвалы. Передвигаться в этих условиях нужно осторожно и при этом внимательно вести круговое наблюдение. Известно, что атмосферные разряды чаще поражают высокие, одиноко стоящие деревья. Искать под ними укрытие от грозы - значит подвергать себя опасности.
Снегопаде горах затрудняет ориентировку, ухудшает визуальное наблюдение за местностью, в результате чего можно совершенно неожиданно провалиться в скрытые под снегом глубокие трещины. Во время снегопада возникает опасность образования снежных лавин. При сильном ветре снег может проникать под одежду и вызывать обморожения. В сильный снегопад целесообразнее укрыться и переждать его.
При необходимости продолжать движение во время снегопада нужно соблюдать особую осторожность, применять страховку и самостраховку. Наиболее вероятно образование снежных лавин на склонах средней крутизны, так как на очень крутых склонах снег обычно не задерживается. Возможно сползание лавин с гладких скальных склонов, а также с гладких склонов, покрытых высокой травой. В результате оттепелей, дождей и при теплом ветре скопившиеся в горах массы снега подтаивают, срываются, образуя лавины мокрого снега. Лавиноопасные районы можно определить по вырытым желобам, сломанным деревьям и кустам, скоплениям масс снега у подножья склона. Такие участки следует обходить. При невозможности совершить обход необходимо проверить устойчивость снега. Двигаться рекомендуется по одному маршруту, след в след, в колонну по одному, с увеличенной дистанцией (5-6 м) между бойцами.
Если разведчик все же попал в лавину, он должен предпринять все возможное, чтобы остаться на поверхности движущегося снега, немедленно закрыть нос и рот, чтобы не задохнуться от снежной пыли. В том случае, когда разведчик, несмотря на все его усилия, завален снегом, ему нужно принять вертикальное положение и энергичными действиями обеспечить у рта и груди пространство для воздуха, а затем увеличивая его, постараться прорыть отверстие до поверхности снега.
Разреженность воздуха является одной из тех многочисленных сложностей, с которыми приходится сталкиваться в горных условиях. Разведчики, не прошедшие достаточной подготовки и акклиматизации, испытывают кислородное голодание, которое приводит к "горной болезни", сопровождающейся одышкой, головной болью, тошнотой, рвотой и т.п. Разреженность воздуха ослабляет суставы рук и ног, что может легко привести к вывиху ноги или руки даже при несильном падении.
Камнепады наиболее опасны после захода солнца и в первые часы после его восхода. Участки, подвергающиеся камнепадам, можно определить по скоплению камней у подошвы склонов, по видимым бороздам от скатившихся вниз камней, щебню и пыли на выступах склонов. Опасные участки следует преодолевать быстро, поодиночке, передвигаясь от укрытия к укрытию, ведя наблюдение за вышележащими склонами.
Основными причинами ледовых обвалов являются резкие изменения температуры в горах и обвалы вследствие тяжести масс льда. С целью безопасности проходить районы возможных обвалов следует рано утром, когда смерзшийся лед удерживается на месте. Преодолевать такие участки следует быстро, поодиночке.
После длительных дождей и обильного таяния снега в горах верхний слой почвы сильно пропитывается водой. В отдельных районах образуются скопления полужидких масс из воды, песка, гальки, земли, обломков скал и т.п. Скопившиеся массы грязи и камней (сель) иногда сползают по склонам вниз, вдоль долин. Скорость движения селевого потока обычно невелика. Но в отдельных случаях сель обрушивается внезапно, сметая все на своем пути. Участки, подвергающиеся селевым потокам, определить легко, так как они заметны по скоплению грязи, камней, щебня в горных долинах и у подножий склонов.
Помимо сложностей, указанных выше, в горах могут встретиться и другие трудности. Прежде всего трудность ориентирования. В горах трудно ориентироваться даже имея карту и компас. Выбирая направление маршрута движения по карте, следует учитывать, что расстояния, измеренные по карте, примерно на 8-10% меньше, чем в действительности на местности. Такая разница объясняется тем, что на карте нанесена проекция, а не действительное расстояние на местности, не учитываются и возможные отклонения от намеченного маршрута в пути.
В горных районах, особенно там, где нет никаких дорог и троп, совершать марши в ночное время трудно и опасно. Движение по неразведанному пути ночью может привести к несчастным случаям.
Перед началом марша командир группы должен провести разведку маршрута, в ходе которой определить:
- участки, на которых возможны камнепады, снежные и ледовые лавины и места укрытий;
- порядок преодоления или обходные пути наиболее трудных участков;
- места переправ через горные реки (ущелья) и способы переправы;
- места для организации дневок или временных укрытий в бурю (грозу).
Кроме того, командиру группы необходимо:
- наметить ориентиры, которыми можно легко пользоваться в ночное время и уточнить расстояния до них;
- уточнить сроки маршрута, наметить контрольные участки пути.
Особенности передвижения в горах требуют правильной организации питания и питьевого режима. Питание разведчиков, действующих в горах, должно быть усиленным. При значительных физических нагрузках питание необходимо организовать так, чтобы они один-два раза в сутки получали горячую пищу. Строгое соблюдение водно-питьевого режима сохраняет боеспособность разведчиков и предупреждает возникновение "горной болезни".
Во время движения группы пить много не рекомендуется. В этот период воду следует употреблять в небольших количествах из фляги. Питьевую воду перед употреблением нужно подсаливать, так как вода в горах имеет мало солей. Категорически запрещается употребление вместо воды льда и снега.
Успех перехода в горах во многом зависит от предварительной подготовки и от опытности командира группы. При подготовке к горному переходу нужно внимательно осмотреть свою обувь, вымыть ноги и тщательно расправить носки или портянки, чтобы не натереть ноги; следует до предела облегчить ношу, взяв с собой лишь самое необходимое. Размещая груз за спиной, между грузом и спиной надо положить чтонибудь мягкое, а лямки ранца (рюкзака) обмотать. Для этого можно использовать траву, мох, из которых легко связать мягкий мат.
Во время движения надо дышать спокойно, глубоко вдыхать только через нос и делать полный выдох. При подъеме в гору не следует разговаривать и ни в коем случае нельзя курить. Для восстановления нормального ритма дыхания обычно делают короткие остановки на 3-5 мин.
Идти следует ровным шагом, слегка пригнувшись и не напрягаясь. На подъемах подавать корпус несколько вперед, ногу ставить на всю ступню, не делая рывков. При спусках подавать корпус назад, а ногу ставить на каблук, чтобы не поскользнуться и не упасть.
На крутых склонах ноги нужно обмотать веревкой, проводом или сделать специальное приспособление против скольжения обуви. Пояс рекомендуется слегка отпустить, воротник расстегнуть. Ширина шага должна соразмеряться с крутизной ската. Чем круче подъем, тем меньше шаг. На спусках шаг несколько увеличивается.
Если путь лежит вне дорог и троп, то для его облегчения подниматься следует не прямо вверх, а зигзагом, ступни ставить "лесенкой" или "елочкой"
При преодолении непрочно лежащих камней, осыпей, узких переходов над обрывом ступни ставить в зависимости от точек опоры и не отрывать ногу до тех пор, пока не будет твердо поставлена другая, вынесенная вперед нога.
На крутых каменистых скатах ступать нужно осторожно, чтобы не сталкивать вниз камней, которые, падая, могут поранить идущих ниже разведчиков. На крутых склонах рекомендуется пользоваться палкой. Для облегчения подъема по крутым, скользким, глинистым или обледенелым скатам следует вырубать ступеньки на расстоянии примерно 50 см одна от другой. В мягком грунте или в снегу ступеньки можно выбить обувью.
При движении вверх по травянистому склону ногу надо выносить вперед расслабленно, нагибаясь вперед тем больше, чем тяжелее груз и круче склон. Когда подъем идет прямо, ступни ног следует ставить под углом друг к другу, разводя носки "елочкой". С увеличением крутизны склона угол между ступнями увеличивается, а шаг делается короче. Нога ставится на всю ступню. По крутым длинным травянистым склонам следует идти зигзагами, а если склон покрыт редкой осыпью или камнями, то идти нужно плотнее и не сталкивать осыпь вниз.
Приемы горной подготовки необходимо тренировать всем разведчикам, в том числе тем, чьи подразделения дислоцируются в равнинной местности. Для этого они могут использовать учебные овраги.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД
Во время переходов разведчикам будут встречаться реки, протоки, каналы, ручьи, озера, болота, которые придется преодолевать сходу, без предварительной разведки этих препятствий и длительной подготовки, без специальных переправочных средств (приспособлений), в разное время года и суток. Поэтому разведчики должны знать, как в короткие сроки и с соблюдением мер безопасности преодолеть водные преграды, как оборудовать переправочные средства, используя для этой цели простейшие подручные материалы.
Для обеспечения безопасности важно уметь правильно выбрать место переправы. Обстоятельства не всегда позволят группе заранее исследовать водный рубеж, но она всегда имеет возможность предварительно подобрать подходящее место по карте. По карте можно определить направление течения реки, ее ширину и глубину, общий характер берегов.
Определив направление и скорость течения реки и ее ширину, легко найти величину возможного сноса при переправе на подручных средствах или вплавь (умножить 2,5 на скорость течения (м/ сек) и на ширину реки (м). Рассчитав величину сноса, можно выбрать по карте наиболее благоприятный район высадки на противоположном берегу.
Для переправы через водные препятствия необходимо выбирать наиболее узкие участки. Подходы к водному рубежу и район выхода на противоположный берег должны обеспечивать максимальную скрытность группы, чтобы она имела возможность подготовиться к переправе и быстро привести себя в боевую готовность после переправы. Берега в месте переправы должны быть удобными для подхода к воде и выхода из нее после преодоления рубежа.
Для разведки места высадки и подходов к нему, если позволяет время и обстановка, надо вначале переправиться одному разведчику и только по его сигналу следует переправляться остальным. Порядок переправы через водный рубеж может быть самый различный. Это зависит от остановки, наличия времени и переправочных средств, характера водного рубежа, времени года. Переправы через водные рубежи могут осуществляться: вброд; вплавь; с использованием подручных средств; на плотах; на лодках; по льду.
Переправа вброд
Бродом называется участок реки, позволяющий переход с одного берега на другой по дну реки. Наличие бродов определяется по топографическим картам, по сведениям местных жителей и по внешним признакам. Признаками брода являются:
- дороги, тропинки и колеи, сходящиеся у реки на обоих берегах ее и теряющие след в воде;
- места с отлогими берегами, где река расширяется и образует разливы;
- места с мелковолнистой поверхностью воды (рябь).
При переправе вброд надо учитывать: глубину и ширину брода, скорость течения реки, грунт дна, наличие ям, коряг и заграждений в воде и на берегах. Переходить незнакомую водную преграду вброд надо осторожно, обязательно иметь с собой шест, чтобы ощупывать им дно реки. Лучше всего переходить реку вброд на отмелях. Если преодолевает реку один разведчик и у него есть веревка, то ее нужно использовать следующим образом. Привязать к концу веревки палку, забросить ее на противоположный берег в груду прибрежных камней или кустов и, держась за веревку, осторожно переходить реку
Если переправляется группа, то первым обычно идет наиболее опытный разведчик. Остальные должны следовать за ним, держась друг за друга, осторожно передвигаясь к противоположному берегу под углом, вверх против течения реки. Упираться шестом необходимо со стороны напора воды. Не следует смотреть в воду, так как можно потерять равновесие. Смотреть надо на место выхода из воды.
Через горные реки можно переходить по камням и кладкам, при этом надо быть очень внимательным, так как камни обычно скользкие и можно легко свалиться в воду и получить серьезные травмы. Когда приходится переправляться через очень быстрые горные реки, в месте перехода необходимо натянуть веревку (проволоку, трос), держась руками за которую можно безопасно преодолеть быстрое течение. Следует иметь в виду, что вброд можно преодолевать горные реки и ручьи глубиной до пояса. Если глубина их больше, то переходить такие реки вброд без специальных приспособлений опасно. Наиболее безопасно преодолевать горные реки вброд ранним утром, так как в это время они имеют наименьшую глубину. Если дно реки покрыто острыми камнями, колючим кустарником, о которые можно поранить ноги, реку переходить следует в обуви, надетой на босые ноги, чтобы сохранить сухими портянки (носки).
Переправа вплавь
Переправа вплавь производится при отсутствии переправочных средств или времени для их подготовки, преимущественно на узких реках (до 60 м) со слабым течением. Через реки шириною свыше 70100 м можно переправляться вплавь с использованием подручных плавучих средств (доски, бревна, автомобильные камеры, мешки с соломой, поплавки из плащ-палаток. При разведке водного препятствия в конкретном месте надо определить (для точного расчета сноса плывущих) ширину реки и скорость течения.
Ширина реки определяется следующим способом: встать на своем берегу напротив какого-либо местного предмета на противоположном берегу, затем от точки своего стояния отмерить вдоль берега какое-либо расстояние, например, 60 шагов, и поставить в этом месте веху, после этого опять отмерить вдоль берега расстояние, равное половине отмеренного ранее, т.е. в данном случае 30 шагов, и на этой точке отходить от берега под прямым углом до тех пор, пока веха не окажется в створе с предметом, замеченным на том берегу. Пройденное от берега расстояние, увеличенное вдвое, будет равняться ширине реки. Если, например, прошли от берега 34 шага, то ширина реки будет 34 х 2 = 68 шагов.
Скорость течения можно определить следующим образом. На берегу забивают два кола и измеряют расстояние между ними. Забросив в воду поплавок или какой-либо другой предмет, наблюдают, за какое время он проплывает это расстояние. Делением расстояния (в метрах) на время (в секундах) получают скорость течения руки. Течение считается слабым при скорости до 0,5 м/с, средним - при скорости 0,6-1 м/с, 8 Подготовка разведчика быстрым - при скорости 1-2 м/с, очень быстрым - при скорости более 2 м/с.
При переправе через широкие реки с течением более 0,5 м/с всегда будет большой снос переправляющихся. Сократить этот снос можно увеличением скорости переправы, что возможно для личного состава, хорошо обученному плаванию и гребле малыми саперными лопатами. Так, например, при ширине реки 100 м, скорости течения 1 м/с и скорости переправы вплавь 0,5 м/с величина сноса О будет равна: 0,5 х 100 = 200 м.
Переправляющийся должен учитывать этот снос, чтобы место отплыва назначать выше по течению от места причала (выхода из воды). Переправа должна производиться организованно и быстро.
Описанные ниже способы переправы вплавь на переправочных средствах основаны на следующих положениях:
- удельный вес воды принимается равным единице, а удельный вес человеческого тела - от 0,935 до 1,057 (в зависимости от объема легких, величины жировой ткани, массы костей и т.д.);
- для удержания на поверхности воды человека требуется дополнительная подъемная сила (с учетом того, что 3/4 объема тела плывущего находится в воде), только для 1/4 объема (массы) плывущего, так как только эта часть тела находится на поверхности воды;
- для подъема 1/4 объема тела плывущего солдата массой 80-100 кг необходимо иметь плавучее средство подъемной силой в 20-30 кг.
Переправа вплавь на нешироких реках
Разведчики без подручных и табельных средств переправляются вплавь на реках шириной до 60 м и с течением воды до 1 м/с. Переправа вплавь может совершаться в обмундировании и снаряжении. Наиболее удобным стилем для плавания в одежде является брасс, а для плохо плавающих - кроль без выноса рук. При переправе вплавь в полном снаряжении необходимо тесьму на брюках развязать, карманы вывернуть, пуговицы на рукавах и воротнике расстегнуть. Ботинки закладываются под ремень так, чтобы каблуки были направлены внутрь, а носки наружу. Содержимое рюкзака уплотняют, под его крышку укладывают плащ-палатку и затягивают крышку. Оружие кладут на ранец сверху, прикладом в правую сторону. Ружейный ремень через голову надевают подмышками или на правое плечо. Ремень не должен давить подмышками.
Для обеспечения переправы вплавь слабым пловцам их снаряжение и оружие можно переправлять на плотиках из бревен, досок, жердей. Разведчики, уложив на плотики снаряжение и оружие, толкают их перед собой и сами плывут, держась за них. Кроме того, плохо плавающие разведчики могут пользоваться различными подручными средствами (доски, бревна, автомобильные камеры, обмундирование и т.д.)
Если течение реки быстрое, то разведчику целесообразно плотик (узел) привязать веревкой к руке, так как плотик может быстро отделиться и уплыть по течению реки.
Переправляться можно по перетянутому с берега на берег канату. Чтобы канат находился на плаву, к нему привязывают бревна, бочки, поплавки и другие средства. Разведчики плывут, держась за канат, на расстоянии 10 м друг от друга. Если течение реки больше 1 м/с, то канат укрепляют одним концом на берегу, а к другому концу привязывают бревна, поплавки и другие средства, за которые держатся переправляющиеся вплавь разведчики. Обратно канат с плавучими средствами перетягивают специально для этого привязанным канатом, конец которого должен оставаться на исходном берегу.
Переправа вплавь на широких реках
Одним из главных подручных средств при переправе вплавь является плащ-палатка. При использовании плащ-палатки в конструкции в качестве опоры важно умение правильно свернуть ее, так как только этим достигается максимальная подъемная сила плота. Размеры плащ-палатки 1,75 х 1,75 м. Имеющийся в плащ-палатке карман на расстоянии 2530 см от края делает ее с одной стороны на 30 см уже (короче). Фактически ее размеры 1,45 х 1,75 м. Плащпалатки, используемые для переправы, должны быть целыми (без порывов и дыр). При завертывании объемных материалов (сена, соломы и пр.) плащ-палатка должна быть свернута так, чтобы в нее не просачивалась вода.
Свернуть палатку по длине можно двумя способами. Первый способ заключается в том, что края палатки складывают и одновременно заворачивают. Края полотнища палатки в этом случае свертывают полосами по 5 см. Грузоподъемность такой плащ-палатки составляет до 60 кг. При переправе через широкие реки, где возможны большие волны, такое свертывание гарантирует от просачивания воды в плащ-палатку.
Второй способ состоит в том, что одна пола (без кармана) заходит за другую с расчетом перекрыть карман на 15-20 см. Грузоподъемность такой плащ-палатки составляет до 80 кг. Концы свернутых в рулон плащ-палаток (набитых объемными материалами) завязывают в узел.
Переправа вплавь возможна также на двух бревнах или на двух-четырех мешках. Мешки набивают сосновой корой, камышом, соломой или другими материалами, обладающими подъемной силой и не впитывающими быстро воду.
В современный период одним из наилучших подручных средств для переправы вплавь считается резиновый мешок (футбольная камера). Такие средства очень легки и всегда могут находиться в рюкзаке во время длительных переходов. Перед переправой необходимо снять всю одежду, сложить в рюкзак, надуть пару футбольных камер (не очень сильно) и положить их также в рюкзак. Завязанный рюкзак следует положить в большой (не рваный) полиэтиленовый пакет и сверху завязать. Можно все вещи сложить в такой пакет, а пакет опустить в рюкзак, тогда намокнет только сам рюкзак, а все вещи останутся после переправы сухими.
Специальные переправочные конструкции позволяют переправляющемуся вплавь принимать горизонтальное или вертикальное положение по отношению к плоскости воды (при горизонтальном - лежа на конструкции или рядом с ней на воде, при вертикальном - сидя или стоя в конструкции). При горизонтальном положении переправляющего сопротивление воды меньше, чем при вертикальном. Скорость переправы этим способом может достигать 45 м/мин, однако занимаемая плывущим площадь (в плане конструкции) в три-четыре раза больше, чем при переправе в вертикальном положении. В устраиваемых конструкциях плавучие средства берутся из расчета 20-30 кг подъемной силы на каждого переправляющегося.
Переправа вплавь четырех разведчиков может производиться на длинных бревнах или досках грузоподъемностью 100-200 кг (из расчета 25-30 кг подъемной силы на каждого переправляющегося). Для удержания переправляющихся за бревна служат привязанные к бревнам жердевые планки или ремни-веревки. На рис. 159 показано бревно, оборудованное рамой из жердей, на которой переправа проводится с помощью лопат. Такие оборудованные бревна используют для переправы неумеющих плавать или плохо плавающих разведчиков.
При вертикальном положении переправляющийся должен преодолевать большее сопротивление воды по сравнению с горизонтальным, поэтому переправа производится со скоростью 15-30 м/мин. Однако занимаемая переправляющимися площадь (в плане конструкции плота) в два-четыре раза меньше, чем при горизонтальном положении. Кроме того, из вертикального положения удобнее вести огонь, чем из горизонтального. Переправляясь в конструкции, разведчики располагаются в ней в положении сидя или стоя (на специально подвешенных продольных или поперечных жердях). Расстояние от верхней рамы конструкции, на которую разведчики опираются подмышками, до нижней жерди, на которой они сидят, составляет 45-50 см, а до жерди, на которой стоят, - 0,8-1 м. Все конструкции таких плотов-опор в основном состоят из жердевых рам и поплавков, устраиваемых из разных плавучих средств и материалов. Ниже приводятся конструкции плотов-опор для переправы разведчиков вплавь в вертикальном положении.
Плот из жердевых связок. Разведчик заходит в конструкцию на берегу и несет ее в воду обеими руками. Войдя в воду на глубину 1 м, он садится на подвешенную жердь и начинает переправу, гребя обрезками досок, саперной лопаткой или ладонями. Плоты могут устраиваться для одновременной переправы двух и более разведчиков в каждом. Плавучие средства в этом случае соответственно увеличиваются.
Использование подручных средств
При благоприятной обстановке и наличии времени разведчики могут оборудовать из подручных материалов переправочные средства. Можно переправляться через водную преграду по натянутому над водой канату. Делается это так: опытный разведчик переправляется вплавь через реку и укрепляет канат на том берегу, другой конец каната укрепляется на возвышенном месте, откуда идет переправа, с наклоном в сторону противоположного берега. Переправа по натянутому канату может осуществляться двумя способами: скольжением, если канат натянут с наклоном, и постепенным переползанием по канату (обхватив его согнутыми в коленях ногами и руками). В том и другом случае нужна страховка. Для страховки обычно используется небольшая, но прочная веревка, ее обвязывают вокруг туловища разведчика и укрепляют передвижной петлей за канат. При скольжении по канату необходимо предохранять руки от ожогов. Для этого нужно использовать рукавицы (перчатки), а при их отсутствии руки можно забинтовать или обмотать тряпкой.
Достаточно надежным и удобным переправочным средством является плот-паром, связанный из бревен, досок, пустых бочек, канистр, кольев. Вязка плота, если есть строительные материалы, не требует особой сноровки и опыта. На большой глубине управлять плотом можно с помощью весла. Постройка плота из бревен, бочек, досок требует плотницких работ. Плоты и другие переправочные средства могут быть замаскированы, в частности под островок.
Вспомогательные подручные средства - канаты, веревки, тросы, цепи, гладкая проволока, гвозди, скобы, болты, хомуты, якори и т.д. - служат для крепления отдельных элементов в плотах и паромах. Без этих средств нельзя устроить ни одной конструкции для переправы.
Переправа на плотах
Плоты из бревен или брусьев требуют для переноски большого числа разведчиков и на воде трудноуправляемы. Более пригодными считаются различного рода лодки, мешки, набиваемые подручным материалом, и плотики из простейших подручных средств. Однако для переправы разведывательных групп и больших грузов устраиваются сложные конструкции в виде плотов и паромов (из бочек и бревен). В холодное время плот (или лодка) может оказаться единственно приемлемым средством для переправы.
Такие переправочные средства, как плоты и паромы, должны удовлетворять следующим требованиям:
- грузоподъемность переправочного средства должна строго отвечать переправляемому грузу;
- конструкция должна быть проста, легка и быстро изготовляться из подручных средств;
- центр тяжести конструкции должен располагаться возможно ниже для обеспечения устойчивости на воде;
- форма переправочного средства должна в плане обеспечивать хорошую подвижность и легкую управляемость.
Плоты и паромы состоят из опор и верхнего строения. Опоры поддерживают верхнее строение и переправляемый груз на воде, сохраняя его сухим во время переправы. Верхнее строение лежит на опорах и поддерживает переправляемый груз. Верхнее строение плотов и паромов устраивается из хвороста, жердей, досок или бревен, а опоры - из подручных средств и материалов, обладающих достаточной подъемной силой. Плоты можно вязать треугольной и прямоугольной формы; последняя форма менее отвечает требованиям лучшей управляемости и хорошей подвижности плота на воде.
Плоты, как правило, вяжут на берегу, а затем спускают на воду. Паромы же обычно вяжут на воде. Времени на вязку плотов требуется от 30 мин до 2 ч. Обычно для плотов идут материалы не длиннее 3 м.
Работы по устройству плотов обычно протекают в такой последовательности. Сначала заготовляют, подносят и раскладывают материалы для вязки плота; затем устраивают опоры плотов, на которые укладывают и закрепляют верхнее строение; далее устраивают приспособления для гребли или через препятствие протягивают канат.
Опоры и верхнее строение вяжут проволокой, веревками или хворостяными висами. Прочность конструкций в значительной степени зависит от тщательности и надежности вязки элементов плотов, поэтому на вязку необходимо обращать особое внимание. При вязке веревки не должны быть сырыми, так как после высыхания вязка ослабнет. Крепления можно затягивать подгонкой клиньев. Острые ребра деревянных деталей необходимо стесывать, так как в противном случае веревки перетираются. Надо избегать крепления элементов с помощью гвоздей, так как соединения из них быстро "расстраиваются" и влекут за собой "расползание" конструкции на воде под нагрузкой. Уложенные на мешки опорные доски привязывают к ним проволокой или веревкой. К доскам прикрепляют четыре жерди, к которым, в свою очередь, подвязывают две настилочные доски тех же размеров.
Плот из сухих досок, бревен и жердей. Плоты, обладают подъемной силой 60-150 кг и рассчитаны на переправу одногодвух разведчиков или грузов до 100 кг. Масса плота 100-300 кг. Дощатые плоты вяжут на берегу, бревенчатые - на воде у берега.
Для увеличения плавучести целесообразно плотам придавать треугольную форму или же к одному концу плота прикреплять треугольник, изготовленный из досок. Размеры и грузоподъемность плотов зависят от вида и качества древесины (см. табл.). При недостатке лесоматериала для настила используют плетни, камышевые заборы или специально связанные щиты из хвороста.
Плот из фашин. Соломенная или камышовая фашина длиной 1 м и диаметром 0,3 м имеет подъемную силу около 30-40 кг. Этот материал можно применять без оболочек, но непродолжительное время, так как камыш намокает уже через 2 часа, поэтому для длительного использования таких материалов фашины рекомендуется плотно завертывать в плащ-палатки или брезент. На рисунке показан плот для одного бойца, состоящий из двух фашин, скрепленных досками.
Плот из связок соломы или камыша грузоподъемностью на четырех разведчиков без снаряжения приведен на рис. 169. Плот имеет размеры 2 х 5ми им можно пользоваться в течение 15-30 мин. Фашины из соломы или камыша плотно обтягивают веревками и укладывают между жердями или досками. Жерди или бортовые доски связывают проволокой или веревками.
Плот из бочек вяжут из четырех и более бочек. Для вязки плотов из бочек сначала приготовляют раму из досок или жердей, затем под нее подвязывают бочки, а сверху укладывают жердевой или дощатый настил. Грузоподъемность плота из четырех бочек равна массе трех-четырех разведчиков со снаряжением.
Грузоподъемность плотов на бочках колеблется от массы одного разведчика до массы всех разведчиков группы в зависимости от количества и подъемной силы бочек.
Плот из хворостяных фашин или из сплошного хворостяного тюфяка вяжут из рам, между которыми зажимают хворост в виде фашин или россыпью, образуя хворостяной тюфяк. Раму изготовляют из жердей или накатника. Хворост для плота заготовляют из лиственных пород дерева, на плотах из хвороста могут переправляться 6-8 человек.
Сборка плота: нижнюю раму кладут на воду у берега; на нее укладывают слой хвороста в 30 см; на хворост укладывают вторую раму, которую связывают с первой. На вторую раму укладывают второй слой хвороста (обязательно перпендикулярно направлению нижнего ряда) и на него - верхнюю, третью раму, после чего плот связывают.
Плот из крупных дров с жердевым или дощатым настилом (длина поленьев 1,5-2 м и диаметр 25 см) обладает грузоподъемностью до 1 тонны и может служить для переправы 8-10 разведчиков.
Сборка плота: на берегу, у уреза воды, перпендикулярно течению укладывают по две слеги на каждую опору плота так, чтобы концы их заходили в воду. На слеги укладывают дрова; для того чтобы поленья не скатывались в воду, у торцов слег забивают два кола. После выравнивания дров их подвязывают к жердевым рамам, укладываемым сверху. Далее на готовую опору кладут три жерди-прогона. После укладки настила и закрепления его пажильными жердями плот стаскивают на воду.
Плот на автомобильных камерах можно устроить из двух, трех или четырех автомобильных камер. Грузоподъемность плота составляет две камеры грузового автомобиля на одного человека. Лучше всего устраивать плоты из трех автомобильных камер.
Переправа на лодках
Лодки и катера - местные, рыбачьи, спортивные - наиболее удобное средство для преодоления водных преград. Однако в условиях военного времени их не так-то просто найти и незаметно использовать. Наиболее вероятно использование деревянных лодок местных жителей в сельской местности.
Найденные лодки обязательно требуется тщательно осмотреть и все найденные щели и дыры заделать деревом, тканью, паклей, смолой, дегтем. Весьма желательно проконопатить и осмолить корпус лодки снаружи, а затем испытать лодку на воде.
Гораздо лучше, если в распоряжении разведчиков имеется надувная лодка. Например, авиационная спасательная ЛАС-1, малая надувная ЛМН или какая-нибудь другая (рыбацкая, спортивная). В том случае, если переправляется целая группа, а надувная лодка только одна и небольшой вместимости, то имеет смысл организовать так называемую челночную переправу. Ее суть в том, что разведчики переправляются на другой берег по одному (или по двое), а назад лодку подтягивают канатом. Затем осуществляют следующий рейс, и так до полного завершения переправы.
В настоящее время имеются очень легкие надувные лодки из высокопрочных синтетических материалов. В походном положении они весят не более 5-6 кг и умещаются в рюкзаке. В развернутом положении они могут поднять до 250-400 кг груза, то есть 2-5 разведчиков с грузом.
Переправа по льду
При преодолении водоемов по льду нужно быть очень осторожными. Нельзя переходить реку или озеро в неразведанных местах и на участках рек с быстрым течением, в районах стока теплых вод, выколки льда и полыней. Прежде чем преодолеть водоем по льду, необходимо установить, какова толщина льда на выбранном для перехода участке. Необходимо помнить, что лед всегда бывает тоньше над глубоким местом и менее крепким около зарослей.
Если приходится идти по неокрепшему или уже подтаявшему льду, то следует вооружиться палкой либо шестом. Если лед прогибается или трещит под ногами, надо немедленно уходить в сторону. Особую осторожность нужно соблюдать при движении по льду водохранилища, так как понижение уровня воды превращает его ледяной покров в своего рода мост.
При переходе замерзших водоемов на лыжах необходимо предварительно расстегнуть крепления, высвободить кисти рук из петель лыжных палок, снять с одного плеча лямку ранца (рюкзака). Это обеспечит свободу движения в случае неожиданного провала под лед. Расстояние между лыжниками должно быть 5-6 м.
Разведчик, под которым провалился лед, должен лечь у края полыньи на грудь, расставив пошире руки в стороны, положить их на лед и ждать помощи товарищей. При наличии шеста можно опереться на него, положив шест на лед. Если есть надежда получить помощь от товарищей, попавший в полынью не должен сам пытаться выбраться из нее, так как края полыньи обламываются и человек может полностью погрузиться в воду, а при быстром течении воды попасть под ледяной покров.
К разведчику, под которым провалился лед, подходить опасно. К нему нужно осторожно подползать, широко расставляя при этом руки и ноги. Если в спасении принимают участие несколько человек, то подползать к пострадавшему нужно цепочкой, держа друг друга за ноги. Приблизившись к пострадавшему, необходимо бросить ему веревку, подать палку, шест, доску, ремень или верхнюю одежду. Ухватившись за поданный предмет, пострадавший сможет выбраться из полыньи.
Оказать помощь пострадавшему следует как можно быстрее, так как человек, находясь в холодной воде, замерзает и теряет сознание через 10-30 мин (в зависимости от погодных условий).
С пострадавшего следует снять мокрую одежду, энергично растереть тело (до покраснения кожи) смоченной в спирте или водке суконкой или руками, дать горячее питье, поделиться с пострадавшим одеждой и по возможности доставить на базу или обогреть его около разведенного костра.
Источник: Заруцкий Ф. Д., Федор Тарас, "Подготовка разведчика: система спецназа ГРУ"
На правах дайджеста в надежде, что эти знания помогут сохранить здоровье и жизнь человека
Это пособие принесет пользу сержантам, прапорщикам и офицерам специальных войск, членам военно-спортивных и военно-патриотических клубов, учащимся школ выживания, туристам, охотникам, рыбакам и вообще всем, кто хочет научиться преодолевать любые опасности.
Линия движения
Выбор линии движения в пешем путешествии определяется рельефом, растительностью и наличием троп. Открытые пространства лугов, невозделанных полей, а также небольшие перелески, чистые сосняки и другие легкопроходимые участки следует проходить по азимуту. Густые леса с подлеском, пересеченный рельеф, заросли кустарника лучше пересекать по тропам, пусть даже несколько уклоняющимся от нужного направления.
Если маршрут проходит по тайге или лесу, где нет троп, то для движения следует выбирать путь вдоль рек. Особенно это необходимо в болотистой местности, где наиболее сухие почвы идут узкой полосой вдоль водотоков.
В залесенном среднегорье линия движения обычно выбирается по пологим гребням: там лучше ориентироваться, труднее заблудиться и, главное, идти легче, чем внизу, в сумрачных ущельях. Выходя на открытые участки травянистых склонов, горных лугов, осыпей, следует предпочитать для движения выпуклые формы рельефа. Они безопаснее в смысле камнепадов, оползней и дают наиболее .живописный обзор окружающей местности.
Преодоление крутых склонов
Для успешного продвижения по крутым склонам важно иметь обувь на рифленой, не скользящей подошве, а также овладеть некоторыми приемами ходьбы. При подъемах ботинок рекомендуется ставить на всю подошву, а не на носок. Вместе с тем надо стараться сохранять горизонтальное положение ступни, используя каждый прочно лежащий камень, незначительную выпуклость склона, на которые наступают каблуком ботинка.
Чем круче склон, тем больше надо разводить носки ног. При затяжном подъеме рекомендуется подниматься "серпентином": попеременно то левым, то правым боком к склону. При движении по травянистому склону вдоль него (траверсирование) ступню расположенной выше ноги надо ставить на всю подошву поперек склона, а ступню другой - разворачивать носком на некоторый угол вниз.
Спуск по хорошей тропе и с легким рюкзаком подготовленным туристам можно делать бегом. При этом ноги, почти не сгибая, далеко выбрасывают вперед, а корпус откидывают несколько назад. На более крутых участках спускаются на полусогнутых ногах.
Лесные заросли, завалы
По лесным зарослям, густому кустарнику или высокому жесткому травостою двигаются компактной группой с интервалом, обеспечивающим безопасность. Каждый должен внимательно следить за впереди идущим и повторять его движения. Надо придерживать приведенные в движение ветки, чтобы они не ударили идущего сзади. Для защиты от сучков и веток надевают одежду с длинными рукавами (желателен полный штормовой костюм). Одну руку выставляют вперед для защиты от веток лица и глаз.
При преодолении перегораживающих тропу упавших деревьев, лесных завалов следует не перепрыгивать, а осторожно перешагивать, перелезать через препятствия. Надо помнить, что стволы подгнивших деревьев неустойчивы и часто покрыты очень скользкой гнилой корой. На рюкзаке и на одежде не рекомендуется иметь различные цепляющиеся предметы: подвешенные к рюкзаку ведро или котелок, торчащее из кармана рюкзака топорище. Даже обычная лыжная шерстяная шапочка с помпоном будет задевать за растительность и задерживать движение туриста.
Заболоченные участки
Заболоченные участки на маршруте обычно преодолевают по замощенным тропам - гатям. Если их нет, то на безопасном болоте (необходима предварительная консультация у местных жителей) туристы двигаются, перешагивая или перепрыгивая с кочки на кочку. У каждого в руках должен быть шест, который служит опорой, зондом для измерения глубины и средством самостраховки при падении. При пересечении сплавины интервал между людьми увеличивают до 5 - 8 м. Чтобы уменьшить давление ступни туриста на болотистую почву, можно применять ступающие плетеные "лыжи" или просто подвязывать к обуви легко снимающиеся куски фанеры.
Переправа по клади
Водные преграды в несложных пеших путешествиях, как правило, преодолеваются по готовым мостам и кладям. Если последние не имеют перил и неустойчивы, то первым их переходит опытный турист. Он опробует переправу и организует страховку других членов группы с помощью шеста или руки. Для лучшего сохранения равновесия при переходе клади каждому следует иметь длинную палку.
Наиболее трудно удержаться на бревне, если оно качается в горизонтальной плоскости. Несколькими пружинящими приседаниями эти колебания обычно можно погасить или перевести в вертикальную плоскость, что причиняет меньше неудобств для туристов. Иногда рядом с кладью на высоте плеча натягивают веревочные перила или держат шест (рис. 13).
Переправа вброд
Переправа вброд без веревки. Переправы вброд на реках со сравнительно спокойным течением могут быть различными: в одиночку с шестом, которым упираются навстречу течению; вдвоем, встав лицом друг к другу и положив вытянутые руки на плечи товарища; группой в 3-4 человека ("таджикский способ"), встав стенкой таким образом, чтобы наиболее сильные и рослые туристы были с краев, или в круг, обняв друг друга за плечи.
В любом случае место переправы выбирают после предварительной разведки на возможно более широком, а следовательно, и более мелком участке реки. Если из воды торчат крупные камни, нужно идти чуть ниже их по течению, где ударная сила потока ослаблена. Переходить реку с каменистым дном или дном, характер которого неизвестен, надо с обутыми ногами, сняв ту одежду, которая может увеличить напор воды. Каждый шаг следует делать осторожно, ощупывая дно ногой.
Переправа вброд с помощью веревок. Осуществляется на более бурных реках. Первым водный поток переходит наиболее физически крепкий и опытный турист. Его задача - перенести на противоположный берег конец основной веревки, который прикрепляется к нему узлом "булинь". Чтобы турист мог свободно плыть, если поток собьет его с ног, "булинь" завязывается не на груди, а на спине.
Кроме того, к туристу карабином пристегивается вспомогательная веревка, другой конец которой двое страхующих держат в руках, стоя на берегу ниже по течению. Выдача веревок вслед переправляющемуся должна производиться аккуратно, чтобы не мешать его движению и чтобы веревки не полоскались по воде. Перенесенный конец надежно крепится на берегу к дереву, скалам, основанию крепкого кустарника или к искусственным опорам из кольев, каменных туров и т. п. Затем с помощью вспомогательной веревки со схватывающими узлами основная веревка туго натягивается над поверхностью воды.
Прикрепившись к таким перилам с помощью грудной обвязки и карабина (расстояние от груди до основной веревки должно быть короче длины рук), туристы поочередно переходят реку. Двигаться приходится боком, перебирая руками веревку, лицом навстречу течению. Тело для лучшего сопротивления напору воды следует откинуть назад. В случае срыва туриста вытягивают на берег с помощью вспомогательных веревок (вперед или назад.). Поскольку такая переправа обычно длится долго, на берегу рекомендуется разжечь костер для обогрева н просушки тещей.
Переправа вплавь
Переправа вплавь возможна на спокойной реке и для умеющих хорошо держаться на воде. Удобным местом для нее служат глубокие участки с пологим падением русла. Заранее рассчитывая на снос вниз по реке, туристы плывут под углом к течению. Не следует стремиться пересечь преграду по кратчайшей прямой, Вещи рекомендуется сложить на легкий плот и толкать его по воде перед собой. В некоторых случаях первый турист переправляется вплавь с охранением веревкой. Затем она используется для перетаскивания плота и помощи другим участникам группы, которые могут страховаться, придерживаясь на воде за любой нетонущий предмет - бревно, доску, вязанку хвороста или надежно упакованный в непромокаемый материал и плотно перевязанный рюкзак.
От себя добавлю. Хотя в некоторых статьях сайта активно упоминается "турист", "ролевой реконструктор", в других - "разведчик" и т.п., это еще не значит, что материал дифференцирован и его можно поигнорировать, не прочитав. Дикой природе абсолютно все равно, кто перед ней - цивилизованный человек, турист, заблудившийся путешественник, потерпевший бедствие экипаж самолета или военнослужащий. Сейчас стали доступы очень хорошие материалы, посвященные искусству реального выживания в условиях дикой природы, и мы искренне надеемся, что эти совокупные материалы помогут Вам сохранить жизнь и здоровье в экстремальных условиях. Поскольку наш сайт независимый, мы не делаем никаких различий между категориями граждан, а просто публикуем важные и полезные материалы, которые имеют информационную ценность и реально помогут Вам.