На главную

 

Боевые искусства мира

Суровый господин боевой нож

   Нож - доисторическое оружие, дошедшее до нашего времени и сегодня не утратившее своей актуальности, своих боевых качеств. Термин "нож" произошел от названия клинка (20-25см), который носили на ноге, за голенищем сапога. Существует большое количество коротких клинков, но выделяют три основных: кинжал, нож и стилет.

   Кинжал - клинок с двусторонней заточкой, позволяющий наносить режущие и рубящие удары без дополнительных манипуляций, что оказывает влияние на технику исполнения бойца. Слово "кинжал" происходит от древнерусского "кинь жало" и обозначало большой метательный нож - традиционный элемент вооружения дружинников. Вспомним былину об Илье Муромце и Идолище Поганом. Илья убивает "оккупанта" метким броском своего кинжала.

   Нож - короткий клинок с односторонней (полуторасторонней) заточкой. Ножи бывают прямые (европейские) и изогнутые (азиатские). Кстати, на Руси нож всегда считался элементом традиционной мужской культуры, носили его за поясом (поясной нож, от него происходит отдельно выделяемый специалистами русский нож с прямым или почти прямым лезвием и таким образом скошенными сторонами обуха, что разрез клинка образует ромб неправильной формы). А за голенищем сапога как оружие "последней надежды" носили знаменитый засапожник.

   Обрядовые поединки на ножах происходили в деревнях до середины тридцатых годов двадцатого века. При советской власти нож, как и вся русская кулачная традиция, попал в опалу и стал ассоциироваться в сознании обывателя с преступным миром. Подобное произошло и с великолепным ножом разведчика образца 1940 года. Все ножи, копирующие его форму, стали называть бандитскими финками.

   Стилет - узкий трехгранный либо четырехгранный клинок. Стилет предназначен только для проникающих, колющих ударов. Плюс стилета состоит в том, что он может легко пробивать даже жесткие поверхности, например, бронежилеты дешевых конструкций и плетеные кольчуги, надеваемые под одежду.

   НА ПРИМЕНЕНИЕ ножа влияли традиции народов различных регионов мира, но все формы применения имели одну цель - поразить противника на ближней дистанции. Существует большое количество положений ножа в руке. Основной хват клинка требует привести плоскость оружия в такое положение, при котором рукоять упирается в основание ладони, что позволяет руке не соскальзывать при сильных ударах и увеличить пробивающую способность оружия. Большой палец лежит на планке рукояти чуть сбоку, остальные пальцы плотно облегают рукоять. Такой хват называют прямым.

   При обратном хвате ножа его лезвие от мизинца смотрит вниз. Нож нужно держать достаточно жестко, при необходимости можно положить большой палец на торец рукояти клинка.

   Кроме этих хватов, существует множество промежуточных положений клинка в бою. С возрастанием мастерства бойца число стационарных хватов уменьшается, и нож представляет собой некую переменную, которая может находиться в любой точке пространства перед бойцом.

   При прямом хвате клинка можно выполнять огромное количество действий, начиная с непрерывных волновых манипуляций в горизонтальной плоскости, используя для движения не только всю руку, но и одну кисть, что уменьшает возможность парировать такие удары, так как они обладают большой скоростью. Этим хватом удобно производить рубящие, режущие, секущие удары со всех сторон, сверху вниз и снизу вверх, молниеносные уколы, комбинированные удары (рубяще-вспарывающие, тычково-режущие) по всей плоскости тела противника.

   Профессиональное использование ножа подразумевает применение не только различных хватов в динамичном режиме, но и умение фехтовать любой рукой, использовать перехваты для смены рук, работать свободными конечностями синхронно и, самое главное, асинхронно с клинком (этим отличается работа профессионала хорошего класса). Эти требования возможны только при хорошей механической и психофизической подготовке.

   ВСЕ ДЕЙСТВИЯ бойца в ножевом бою можно разделить на линейные и круговые (пластичные). Форма исполнения у каждого тактического варианта своя. Траектория линейного боя - это ломаная линия, а также различные "угловые" фигуры (треугольники, квадраты и т.д.). Основа заключается в сочетании поступательных и возвратных движений, что близко к традиционной фехтовальной манере ведения боя. Жесткое удержание клинка в руке - неотъемлемая часть линейного боя. Только так боец может достичь максимальной эффективности, т.к. при выпаде-уколе пробивная способность усиливается.

   Возвратное движение используют как в качестве защиты, так и для вспарывания уже пораженного участка противника. Основной недостаток этой формы применения - низкая эффективность в групповом бою.

   Линейный бой актуален в армейских подразделениях, которые используют амуницию: бронежилеты, форму, разгрузки и др. Только сильным, линейным ударом возможно пробить обмундирование - это, во-первых, а во-вторых, простота исполнения позволяет обучать бойцов в короткий срок.

   Мастера линейного боя никогда бездумно не нападают, а стараются маскировать действия обманными движениями, и бой по большому счету сводится к тому, кто кого из противников обманет первым.

   Техника кругового боя кардинально отличается от линейного боя, как круг отличается от линии. Пластичные действия не разбиваются на атакующие и защитные, единственное требование - это непрерывность: с любой точки пространства может последовать порез, укол, вспарывающее движение. Траектории такой формы исполнения представляют собой восьмерки, лепестки, спирали и т.д.

   Отсутствие атаки и защиты, т.е. цикличность движений, увеличивает вероятность поражения противника при выполнении приемов и комбинаций. Другими словами, все сводится к слиянию атаки и защиты в одно движение, что экономит силы и является оптимальным для ведения боя против нескольких противников, потому что позволяет бойцу ткать вокруг себя боевую "паутину" из траекторий, описываемых клинком. Мастер пластичного боя как бы находится в сфере, созданной своим клинком, и он поражает (отсекает) любую часть противника, что пересекает границу этой сферы, будь то нога, рука, палец или голова.

   В круговом бою удобно использовать работу по ближней конечности, т.е. боец поражает ту часть тела, что находится ближе, более открыта. Непрерывность движения позволяет перейти в любой уровень атаки и провести неожиданные воздействия: от пореза-укола до удара всей плоскостью клинка или рукоятью с последующим прихватом за одежду, кожу...

>> продолжение материала

Авторы
Константин ВОЮШИН,
Алексей МАМАТОВ

По материалам журнала для подразделений
специального назначения "Братишка" N 09, 2003 год

   

 



 

 

На главную | Изделия из камней - бусы, четки, подвески, минералогические образцы
Искусство выживания | Безопасность, оснащение | Боевые искусства мира | Об огнестрельном оружии
Ролевые игры, фестивали | История костюма, доспеха | Мастерская, технологии | Стихи Антона Кафтанова